ДЕНЬ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК РОССИИ

0

21 января свой профессиональный праздник отмечают работники и военнослужащие инженерных войск России. Эта памятная дата в Вооружённых Силах РФ — День инженерных войск — установлена Указом Президента Российской Федерации № 1370 от 18 сентября 1996 года, учитывая их вклад в развитие оборонного потенциала страны и исторических традиций.

Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа ПЕТРА I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.

Одно из первых знамён Инженерных войск

В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его Указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год).

А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск.

Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович ГАННИБАЛ, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина.

Не было ни одного сражения, в котором бы не участвовали инженерные войска. Они верно служили России в Полтавской битве и при взятии неприступной крепости Измаил, на Бородинском поле и при обороне Севастополя в Крымской войне 1853 - 1856 годов, под Порт-Артуром и на полях первой мировой войны.

Родина всегда высоко оценивала вклад инженерных войск в славные победы Русского Оружия. Так, в XIX - начале XX веков 125 воинов инженерных войск за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. Видную роль в развитии инженерных войск сыграли выдающиеся полководцы -  ПЕТР I, Александр Васильевич СУВОРОВ, Михаил Илларионович КУТУЗОВ.

ПЕТРУ I принадлежит заслуга в создании регулярных инженерных войск в 1712 году, в применении переправочных средств, полевых укреплений для обеспечения боевых действий, в дальнейшем развитии способов укрепления государственных границ.

Венцом достижений русского военно-инженерного искусства XVIII века явилось взятие русскими войсками под руководством А.В. СУВОРОВА крупнейшей турецкой крепости Измаил. Существенное влияние на достижение поставленных целей оказали:

маскировка районов сосредоточения войск, введение противника в заблуждение путем демонстрации подготовки к длительной осаде, строительство ложных батарей, а также заблаговременная подготовка инженерных средств обеспечения штурма (лестницы, фашины), организация рабочих (саперных) команд, их тренировка в устройстве переходов через рвы и штурме крепостных стен.

Инженерные сооружения, оборудованные на реке Дунай, препятствовали проходу кораблей турецкого флота и лишали осажденных в крепости возможности получения помощи от своих войск.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще более ярко проявилось в Отечественной войне 1812 года. Великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович КУТУЗОВ в письме императору АЛЕКСАНДРУ I отмечал, что занимаемую под Бородино позицию он намеревается усилить искусством.

Это искусство нашло выражение в возведении на Бородинском поле знаменитых бастионов русской славы - Багратионовых флешей, батареи Раевского и других укреплений, на которых в дальнейшем французская армия была обескровлена и оказалась не в состоянии продолжать сражение. Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

 Важным событием в становлении инженерных войск явилось вручение боевых знамен. Первое знамя было пожаловано Лейб-гвардии саперному батальону 17 февраля 1824 года.

Знамя и знаки отличия Лейб-Гвардии саперного батальона

В 1828 году эти знамена были вручены всем инженерным частям. За боевые заслуги в войнах первой половины XIX века шесть инженерных частей были удостоены Георгиевского знамени.

К началу Крымской войны инженерные войска состояли из девяти линейных, учебного и двух резервных саперных батальонов, между которыми были распределены понтонные подразделения и двух пионерных эскадронов.

  Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных стен) впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. В конце IXX - начале XX веков ведётся разработка теории инженерной подготовки территории страны к войне, чему посвящены труды военного инженера Константина Ивановича ВЕЛИЧКО «Инженерная оборона государств и устройство крепостей».

Опыт Крымской войны выявил слабую техническую оснащенность инженерных войск, отрыв саперных батальонов от обеспечиваемых армейских корпусов, что показало необходимость проведения реформ в военной сфере. Кроме того, для повышения уровня профессиональной подготовки военных инженеров, в 1855 году Главное инженерное училище преобразуется в Николаевскую инженерную академию и училище.

 

Здание Николаевской инженерной академии и училища (современный вид)

В связи с военными реформами, проведенными в 1860-1874 годах, инженерные войска претерпели существенные изменения. Начиная с 18 апреля 1857 года, после утверждения нового «Положения об Инженерном корпусе», общее руководство частями инженерного корпуса осуществлял Генерал-инспектор, а непосредственное управление Инженерным корпусом - Директор инженерного департамента, он же Инспектор Инженерного корпуса.

В составе инженерных войск появляются военные железнодорожные команды (1870 год), железнодорожные батальоны (1876 год), особая железнодорожная бригада (1886 год), создаются военно-походные телеграфные парки, формируются понтонные батальоны, оснащенные металлическим парком Томиловского.

В 1862 году на базе Инженерного департамента разворачивается Главное инженерное управление, на которое возлагалось руководство инженерным ведомством, решение задач по подготовке территории страны к войне в инженерном отношении, совершенствование организации инженерных войск, подготовка военных инженеров, снабжение войск средствами инженерного вооружения.

К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии. Сведенные в бригады саперные батальоны состояли из пяти, понтонный батальон – из двух, железнодорожный – из четырех рот.

В ходе войны были успешно решены задачи по обеспечению форсирования Дуная, перехода русской армии через Балканы в зимних условиях и взятия ряда крепостей.

 Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года

После окончания войны, каждый армейский корпус обеспечивался саперным батальоном четырех ротного состава (три саперные и одна телеграфная), дивизия – саперной ротой. Увеличилось количество железнодорожных батальонов, электротехнических подразделений, крепостных минных рот.

В инженерных войсках появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. Для улучшения материально-технического обеспечения войск военно-инженерным имуществом и взрывчатыми веществами, были основаны полевые инженерные парки.

В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых (пехоты, артиллерии и кавалерии), имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска.

К концу XIX века инженерные войска являлись техническим родом войск и имели в своем составе: семь управлений бригад, 29 саперных батальонов, два резервных саперных батальона, две саперных роты, восемь понтонных батальонов, семь железнодорожных батальонов, шесть полевых инженерных парков, четыре осадных инженерных парка, 12 крепостных саперных рот, 10 крепостных минных рот, шесть воздухоплавательных отделений, восемь военных телеграфов, шесть военно-голубиных станций, учебная военно-электротехническая рота и учебный воздухоплавательный парк.

В XIX веке в России сложилась лучшая в мире фортификационная школа, яркими представителями которой являются А.З. ТЕЛЯКОВСКИЙ и Э.И. ТОТЛЕБЕН. К выдающимся военным инженерам также можно отнести П.К СУХТЕЛЕНА, Е.К. СИВЕРСА, П.К. ЛОМНОВСКОГО, Ф.Ф. ЛАСКОВСКОГО и др.

За боевые заслуги награждены на протяжении XIX века Георгиевскими знаменами были награждены шесть, Серебряными трубами – 12, знаками на шапки – 12 инженерных частей. Георгиевскими кавалерами стали 59 военных инженеров и воинов инженерных войск.

Начало XX века ознаменовалось активными действиями инженерных войск в русско-японской войне 1904-1905 годов.

В начале войны на Дальнем Востоке находились два саперных батальона (пять саперных, понтонная и две военно-телеграфные роты). В ее ходе инженерные войска значительно выросли с 2800 до 21000 человек и к концу войны включали 20 саперных, четыре понтонных, три воздухоплавательных, два телеграфных батальона, четыре крепостные, пять минных, две искровых роты. Кроме того, выявилась необходимость в инженерных частях РГК, практически была доказана несовместимость в одном лице должностей командиров корпусного саперного батальона и корпусного инженера.

Особенно отличились инженерные войска при обороне крепости Порт-Артур, где впервые было применено сочетание долговременных укреплений (фортов) с полевыми позициями, использовались самовзрывающиеся и управляемые по проводам фугасные мины различной конструкции.

Организатором и душой обороны крепости был военный инженер Генерального штаба генерал-лейтенант Р.И. КОНДРАТЕНКО.

Организатор и вдохновитель обороны Порт-Артура генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко

Накануне Первой мировой войны, 20 декабря 1913 года, Главное инженерное управление (ГИУ) было преобразовано в Главное военно-техническое управление (ГВТУ).

К началу Первой мировой войны в инженерные войска входили: полевые, крепостные войска и корпус военных инженеров. В полевых инженерных войсках имелось 39 отдельных саперных, девять понтонных, три воздухоплавательных батальона, а также отдельные роты различного назначения, что не превышало 2,3 % общей численности вооруженных сил. Для увеличения корпуса военных инженеров (всего 820 человек), была закрыта Инженерная академия, ее слушатели были направлены в действующую армию.

Инженерные войска имели следующие средства инженерного вооружения: имущество для наводки понтонного моста длиной 200 м, 20-метровые легкие мостовые парки, телеграфное имущество, подрывные средства, шанцевый инструмент.

Усложнение задач инженерного обеспечения в годы войны обусловило рост инженерных войск и повышение их роли в бою и операции.

Если до начала войны имелись только корпусные саперные батальоны, то в ходе войны в штаты пехотных полков вводилась саперная команда (120 человек), в дивизиях были развернуты инженерные роты (458 человек), в пехотных корпусах – инженерные полки (1994 человека), созданы инженерно-строительные бригады, дружины и дорожно-мостовые отряды РГК.

В феврале 1916 года вводятся должности начальников инженеров фронтов и армий. В марте 1917 года в состав кавалерийского корпуса вводится отдельная инженерная рота, а кавалерийской дивизии – саперная полурота, в октябре принимается решение разделить должности корпусного инженера и командира инженерного полка. В апреле 1917 года на базе канцелярии генерала для поручений по инженерной части разворачивается Управление полевого инспектора по инженерной части при Ставке ВГК.

В годы Первой мировой войны при ведении обороны русской армией под руководством военных инженеров (Г.Г. НЕВСКОГО, А.П. ШОШИНА и других) создавались оборонительные рубежи, совершенствовались долговременные укрепления. Включение крепостных фортов в полевые оборонительные рубежи способствовало резкому повышению устойчивости обороны войск при отражении ударов превосходящего противника, примером чего служит героическая оборона крепости Осовец, послужившая прообразом будущих укрепленных районов.

В ходе наступательных операций инженерные войска обеспечивали преодоление заграждений, форсирования водных преград, решали другие задачи. Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении «Брусиловского прорыва» Юго-Западного фронта в 1916 году, организаторами инженерного обеспечения которого являлся выдающийся военный инженер К.И. ВЕЛИЧКО, одним из помощников которого был Д.М. КАРБЫШЕВ.

Дальнейшее развитие отечественные инженерные войска получили в годы Гражданской войны в России.

Первоначально инженерные части и подразделения Красной Армии не имели штатной организации. В существовавших к этому времени отрядах различного назначения имелись лишь отрядные инженеры. Формирование инженерных батальонов началось одновременно с созданием стрелковых дивизий, причем в первое время эти батальоны имели различную структуру. На 10 мая 1918 года инженерные части и подразделения насчитывали 4360 человек.

Приказом № 220 от 13 ноября 1918 года Революционным военным советом Республики были утверждены штаты стрелковых соединений и частей, согласно которым в стрелковую дивизию входил инженерный батальон (две саперные, дорожно-мостовая, прожекторная роты, передовой инженерный парковый взвод, 1263 человека), в бригаду – саперная рота (361 человек), в полк – саперная команда (60 человек). Командир инженерного батальона одновременно являлся и дивизионным инженером, командир саперной роты стрелковой бригады – бригадным инженером. Состав всех инженерных частей и подразделений стрелковой дивизии был определен в количестве 2886 человек, или около 5% численного состава дивизии.

Формирование инженерных частей проводилось на базе уже существовавших к этому времени инженерных батальонов и рот, а также путем объединения личного состава и инженерного имущества батальонов нескольких дивизий. Штатная структура инженерных частей, повторявшая организационные формы старой русской армии, была громоздкой и не отвечала маневренному характеру гражданской войны, а также материально-техническим возможностям страны. Поэтому на различных фронтах организация инженерных частей была различной, например, на Восточном фронте в дивизии имелись инженерные батальоны без бригадных саперных рот.

Учитывая маневренный характер Гражданской войны, с середины 1919 года инженерные батальоны, как правило, расформировались и использовались для пополнения бригадных саперных рот. В этом же году начали формироваться понтонные батальоны (884 человека) в составе штаба, нестроевой команды, команды связи, двух понтонных рот с командой ездовых в каждой из них. Батальоны оснащались весельно-понтонными парками царской армии, обладавшими хорошими тактико-техническими данными и состоявшими из металлических полупонтонов и деревянного верхнего строения. Тогда же были сформированы два электротехнических батальона, две отдельные маскировочные роты, военно-инженерный полигон, транспортные подразделения.

К концу Гражданской войны в инженерных войсках числилось 116744 человека – 27 % общей численности Красной Армии. За время гражданской войны личный состав инженерных войск увеличился в 26 раз, в то время как численность всей Красной Армии за этот же период выросла в 14 раз.

После Гражданской войны реорганизация инженерных войск началась с бригадных и дивизионных частей. К 1 января 1921 года вместо инженерных батальонов стрелковых дивизий, признанных громоздкими, были созданы отдельные инженерные роты – саперные и дорожно-мостовые (по две на дивизию). В стрелковых бригадах планировалось иметь отдельные саперные роты, в стрелковых полках – саперные команды (примерно саперный взвод).

В соответствии с новыми штатами, принятыми в 1924-1925 годах, в корпус входил саперный батальон (две саперные роты и инженерный парк), в дивизию – отдельная саперная рота и инженерный парк, в стрелковый полк – саперно-маскировочный взвод, в кавалерийскую дивизию – саперный эскадрон, в кавалерийский полк – саперно-подрывной взвод. Корпусные саперные батальоны, специальные и технические войска в основном остались кадровыми. Милиционно-территориальными были саперные роты территориальных дивизий и саперно-маскировочные взводы стрелковых полков этих дивизий. В ходе проводимых реформ, численность инженерных войск существенно уменьшилась: на 1 октября 1925 года она составляла 11415 человек – 2,1 % общей численности РККА.

В каждом военном округе военно-инженерными вопросами ведал начальник инженеров, которому подчинялось управление, состоявшее из отделов: фортификационно-строительного (во внутренних округах отсутствовал), строевого, квартирного, инженерно-технического и инженерного снабжения.

На базе ГВИУ были образованы Военно-строительное управление и Военно-техническое управление, которые освобождались от строевых функций и были подчинены начальнику снабжения РККА.

Командный состав инженерных войск проходил подготовку в Военно-инженерной и Военно-электротехнической академиях, объединенных в 1923 году в Военно-инженерную и электротехническую академию, которая в 1925 году, объединившись с Военно-артиллерийской академией образовала Военно-техническую академию. Военные инженеры в ней готовились на фортификационно-строительном (инженерном) факультете.

В 1932 году воссоздается Управление начальника инженеров РККА, которое в 1935 году преобразуется в Инженерное управление, а в 1940 году – в Главное военно-инженерное управление. Начальник ГВИУ являлся и начальником инженерных войск Красной Армии.

В межвоенные годы начальниками инженерных войск были А.Д. МАЛЕВСКИЙ, Н.Н. ПЕТИН, И.А. ПЕТРОВ, А.Ф. ХРЕНОВ.

В 30-е годы происходит количественный и качественный рост инженерных войск. В стрелковых дивизиях формируются саперные батальоны двух ротного состава. Для обеспечения возросших потребностей армии в военных инженерах в период технической реконструкции, в 1932 году воссоздается Военно-инженерная академия, в которой дополнительно открывается геодезический факультет.

Основными направлениями строительства инженерных войск в предвоенные годы были: развертывание мощного войскового звена и резерва Главного командования, разработка первой системы инженерного вооружения и оснащение инженерных войск новыми техническими средствами, выработка основных положений теории инженерного обеспечения операций. Наибольший вклад в развитие инженерных войск внесли такие известные ученые и военные инженеры, как Ф.И. ГОЛЕНКИН, Г.Г. НЕВСКИЙ, Н.Н. КОХАНОВ, С.А. ХМЕЛЬКОВ, М.П. ВОРОБЬЕВ, Д.М. КАРБЫШЕВ.

Значительное количество специалистов инженерных войск привлекалось к решению народнохозяйственных задач. С их участием осуществлялось строительство Днепрогэса, московского метрополитена и других крупных объектов.

В ходе боевой подготовки инженерных войск учитывался опыт инженерного обеспечения боевых действий в районе озера Хасан, реки Халхин-Гол, советско-финляндской войны, присоединении Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Белоруссии.

К началу Великой Отечественной войны дивизии и корпуса западных приграничных округов имели предусмотренные штатом войсковые саперные формирования, однако их техническая оснащенность была крайне низкой. Всего в приграничных округах имелось 243 отдельных инженерных, саперных и понтонных батальонов.

Подготовка офицерских кадров инженерных войск накануне войны осуществлялась в Московском, Ленинградском и созданных в 1940 году Борисовском и Черниговском военно-инженерных училищах, Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева и на курсах усовершенствования старшего командного состава.

В начальный период Великой Отечественной войны военные инженеры содействовали боевым объединениям, соединениям и частям в подготовке и ведении оборонительных боев, устраивали заграждения и оборудовали многочисленные оборонительные рубежи на пути врага. Вместе со всей армией они сдерживали наступление немецко-фашистских полчищ и изматывали их силы. В ходе наступательных действий Красной Армии инженерные войска обеспечивали штурм и прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей противника.

В летних боях 1941 года остатки инженерных подразделений Западного фронта сражались и в качестве пехоты. Так 57-й отдельный саперный батальон 8-й стрелковой дивизии 10-й армии сдерживал атаки немцев на укрепрайон 22 июня вплоть до 23 часов.

На Северном и Северо-Западном фронтах инженерные подразделения активно использовались как подвижные отряды заграждений. Прикрывая отход войск, они выставляли на путях движения немцев минные поля, группы мин, разрушали мосты, создавали зоны сплошных разрушений и заграждений. На Кольском полуострове действия инженерных войск смогли вообще остановить наступление немцев и финнов. Красная Армия с незначительным количеством пехоты и артиллерии, при почти полном отсутствии танков, используя естественные препятствия в сочетании с создаваемыми взрывными и невзрывными заграждениями, смогла создать столь несокрушимую оборону, что Гитлер пришел к выводу о нецелесообразности наступательных действий на севере.

Вопросы инженерного обеспечения боевых действий войск и способы применения инженерных сил и средств всегда были в центре внимания руководства Вооруженных Сил. С самого начала Великой Отечественной войны они находились в поле зрения Ставки ВГК, которая своим приказом № 0450 от 28 ноября 1941 года "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств" определила значение инженерного обеспечения боевых действий войск, как важного элемента, оказывающего большое влияние на ход и исход военных действий.

Этим приказом была введена должность начальника инженерных войск Красной Армии с правом непосредственного доклада Верховному Главнокомандующему. Начальники инженерных войск фронтов и армий получили статус заместителей командующих с повышением воинских званий до генерал-полковника и генерал-майора соответственно. Была изменена структура инженерных органов центрального управления, управлений фронтов и армий с созданием штабов инженерных войск, как их основы. Комплекс перечисленных мероприятий в значительной степени повысил эффективность управления, авторитет инженерных начальников и инженерных войск в целом.

 Руководители инженерных войск в годы войны

Забота Верховного Главнокомандования о целесообразном применении инженерных сил и средств способствовала быстрому улучшению инженерной подготовки войск, повышению эффективности выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий.

При подготовке обороны Москвы из числа слушателей Военно-инженерной академии и Московского военно-инженерного училища было сформировано десять подвижных отрядов заграждения по 50 человек в каждом. В ходе боев, неся тяжелые потери, они непосредственно перед наступающими танками выставляли группы мин, подрывали дорожные сооружения. На этих минах подорвалось около 200 танков и 120-150 автомобилей противника.

Задачи инженерных войск несколько изменились с переходом наших войск в наступление. Наряду с решением задачи проделывания проходов в минных полях противника, восстановления мостов и переправ зимой 1941 - 1942 годов инженерные войска прокладывали колонные пути в глубоком снежном покрове. Эта задача была успешно решена. Недооценка немецким командованием природных условий (результат пренебрежения изучением театра военных действий в инженерном отношении) привела к огромным потерям немцев в технике, застрявшей в снегу.

В ходе зимнего контрнаступления 1941 - 1942 годах инженерные войска регулярно забрасывали в тыл противника команды разведчиков-подрывников. Только в феврале 1942 года саперы-подрывники одного батальона подорвали 7 мостов, установили 721 мину. За январь-март 1942 года инженерные войска Западного фронта оборудовали 58 переправ по льду, проложили 5387 километров колонных путей, навели 118 низководных мостов, сняли 21644 мины противника.

В апреле 1942 года было сформировано несколько инженерных бригад специального назначения. Эти бригады предназначались для развертывания минной войны. Каждая бригада состояла из пяти-семи батальонов инженерных заграждений, одного-двух электротехнических батальонов (создание электрилизуемых проволочных заграждений), батальона спецминирования (радиоуправляемые мины и фугасы).

При подходе немцев летом 1942 года к Сталинграду инженерные войска возвели 1200 километров оборонительных рубежей. Особое значение в степных условиях пробрела задача водоснабжения, которую решили рота полевого водоснабжения и три гидротехнические роты.

При обороне Сталинграда в полосе обороны 64-й армии саперы установили 140 тыс. мин, 80 фугасов, подорвали 19 мостов. На минных полях 64-й армии противник потерял за месяц 65 танков.

В июне 1943 года началось формирование инженерно-танковых полков, на вооружении которых стояли танки Т-34, оборудованные минными тралами ПТ-3. Это была новинка, потрясшая немецкие войска. После первого применения этих тралов в Берлин было доложено о применении русскими новых танков, нечувствительных к минам.

Особую роль сыграли инженерные войска при подготовке обороны на Курской дуге. Замысел сражения состоял в том, чтобы упорной стратегической обороной измотать немецкие войска, нанести им большие потери и перейти в контрнаступление. Важную роль в подготовке оборонительных рубежей должны были сыграть инженерные войска.

С апреля по июль было подготовлено восемь оборонительных полос на глубину 250-300 км. Протяженность отрытых траншей и ходов сообщения достигала 8 километров на километр фронта. Было построено, отремонтировано 250 мостов общей длиной 6.5 км. и 3000 км. дорог. Только в полосе обороны Центрального фронта (300 км.) было установлено 237 тыс. противотанковых, 162 тыс. противопехотных мин, 146 объектных мин, 63 радиофугаса, 305 километров проволочных заграждений.

Инженерные войска провели громадную работу по маскировке позиций и объектов, только на ложные аэродромы в полосе Воронежского фронта противник сбросил 140 тонн авиабомб.

На позиции 81 гвардейской стрелковой дивизии наступала 19 танковая дивизия немцев. С 5 по 18 июля только на минах дивизия потеряла 100 танков и 1000 солдат. Удачное сочетание минных полей с огнем истребительно-противотанковой артиллерии привело к тому, что до 80% подорвавшихся танков составили безвозвратные потери. Ставкой ВГК было приказано впредь обязательно сочетать огонь артиллерии и минные поля.

Умелое сочетание фортификационных оборонительных сооружений, минно-взрывных заграждений и огня всех видов оружия позволило нашим войскам устоять в обороне впервые за войну.

 Всего в годы войны в оборонительных операциях было:

  • установлено 70 млн. мин, на которых подорвалось около 10 тыс. вражеских танков, а также значительное количество другой боевой техники, вражеских солдат и офицеров;
  • построено 50 тыс. км оборонительных рубежей, около 1,5 млн. фортификационных сооружений;
  • отрыто 20 тыс. км противотанковых рвов и эскарпов.

С началом контрнаступления под Курском изменились задачи инженерных войск. Теперь предстояло не только устанавливать мины, а и снимать их, не разрушать мосты, а восстанавливать. Так с началом контрнаступления только в полосе наступления 11 гв. армии в ночь перед атакой наши саперы сняли 30 тыс. противотанковых и 12 тыс. противопехотных мин.

В ходе наступления впервые были успешно опробовано прикрытие обнажающихся флангов, наступающих соединений минами. Эти мины на путях фланговых контрударов немцев выставляли подвижные отряды заграждений. Эти действия саперов позволяли не отвлекать наступающие части на защиту флангов, не бояться отсечения и окружения.

Накопленный за 1941 - 1943 годы опыт применения инженерных войск позволил успешно использовать их во всех последующих боях за освобождение страны и европейских стран в 1944-45 годах.

Одной из наиболее сложных и важных задач, возлагавшихся на инженерные войска в наступательных операциях Великой Отечественной войны, являлось инженерное обеспечение форсирования водных преград. При форсировании Днепра, Южного Буга, Одера и многих других рек воинами-саперами были проявлены мужество, отвага и массовый героизм.

Осенью 1943 года при форсировании Днепра инженерные войска применили новинку - подводные мосты. Мост строился таким образом, что его проезжая часть была ниже поверхности воды на 30-40 см. Мост с воздуха не наблюдался. Не смотря на трудность наведения подобного типа переправ, новинка себя оправдала. Ни один из таких мостов не был разрушен ни авиацией, ни артиллерией противника.

Значимость инженерных войск в достижении победы над врагом была подчеркнута Сталиным введением осенью 1943 года званий "Маршал инженерных войск" и "Главный маршал инженерных войск". Этим актом подчеркивалось, что инженерные войска играют ту же роль в разгроме врага, что и авиация, артиллерия и танкисты.

Впереди наступающих частей активно действовали группы специального назначения. Они вели инженерную разведку местности предстоящих боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные сооружения. Главный штаб партизанского движения нацелил партизанские отряды на тесное взаимодействие с группами инженерного спецназа. Во взаимодействии с Инженерным управлением он разработал и осуществил летом-осенью 1943 года план "рельсовой войны".

Сосредоточив силы на наиболее вероятных направлениях движения советских войск, немцы не предполагали продвижения танков и тяжелой артиллерии через болота. Но советские инженерные войска справились с труднейшей задачей устройства дорог через болота и смогли вывести танки и пехоту в тыл обороняющихся немцев.

Штурмовые инженерные бригады в ряде случаев кроме выполнения задач инженерного обеспечения штурма и прорыва укрепленных позиций противника выполняли и задачи общеармейские. Так в боях за Вильно в июне 1944 года 4-я штурмовая инженерно-саперная бригада прорвалась в центр города, уничтожив 2092 солдата противника, взяв в плен 3116 солдат и освободив концлагерь с 2800 заключенными.

К концу войны в составе инженерных войск, кроме частей и подразделений войскового звена, имелись:

  • 22 штурмовые инженерно-саперные бригады,
  • 20 моторизованных инженерных бригад,
  • 11 понтонно-мостовых бригад,
  • 54 инженерно-саперные бригады общевойсковых армий,
  • 6 моторизованных инженерных бригад танковых армий,
  • 3 горные инженерно-саперные бригады,
  • 13 тяжелых понтонно-мостовых полков,
  • 7 инженерно-танковых полков,
  • 17 отдельных парков инженерных машин (технических батальонов),
  • 26 отдельных понтонно-мостовых батальонов,
  • 24 батальона миноискателей,
  • 5 отрядов глубокого бурения и большое количество специальных рот оперативного звена и РВГК.

За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тыс. воинов инженерных войск награждено орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В годы войны 196 инженерных соединений, частей и подразделений удостоены звания гвардейских. Многим из них присвоены почетные наименования, отражавшие славный боевой путь Советских Вооруженных Сил.

Подвиг инженерных войск в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках.

После окончания войны инженерные войска широко привлекались к разминированию местности, обезвреживанию громадного количества неразорвавшихся снарядов и бомб, восстановлению мостов, дорог, железнодорожного транспорта, расчистке русел судоходных рек, обеспечению населенных пунктов и промпредприятий электроэнергией и водой. Много инженерных частей было передано в систему военно-строительных отрядов. Это и породило ошибочное мнение, что инженерные войска и строители, это одно и то же.

 Особая страница истории инженерных войск Советской Армии - афганская война. Противник очень быстро оценил, что в условиях подавляющего превосходства русских в авиации, артиллерии, бронетехники едва ли не единственным средством лишить советские войска возможности использовать свои преимущества является минная война.

Разрешение войскам на применение мин для защиты блок-постов, перекрытия путей душманских караванов, установку минных полей дистанционным способом на путях движения бандформирований, быстро привело к значительному снижению их активности.

В ходе войны инженерные войска кроме минной и противоминной войны решали задачи восстановления дорог и мостов, добычи и очистки воды, оперативной и тактической маскировки. Однако нерешительность тогдашнего руководства страны, половинчатость принимаемых мер, попытки сэкономить средства и деньги за счет перенапряжения сил войск не позволяли в полной мере решать, в том числе и задачи инженерного обеспечения боя (операции).

Последней задачей инженерного обеспечения, которую пришлось решать саперам в Афганистане было обеспечение отвода войск с занимаемых позиций и обеспечение марша через перевал Саланг на территорию СССР. Несмотря на обещания душманов "устроить русским кровавую баню," они так и не решились приблизиться к советским колоннам, настолько плотно были закрыты минно-взрывными заграждениями все подступы к основным маршрутам движения советских войск.

За мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи в республике Афганистан, воины-саперы сержанты Н.П. ЧЕПИК, В.П. СИНИЦКИЙ, Н.И. КРЕМЕНИШ и А.И. ИСРАФИЛОВ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а полковник Г.К. ЛОШКАРЕВ стал первым в Сухопутных войсках полным кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, обеспечивали группировку федеральных сил в Чеченской Республике, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга.

За успешное обеспечение действий федеральных сил на северном Кавказе более 700 воинов-саперов награждены государственными наградами.

Ярким свидетельством преданности Родине и военной присяге явилось присвоение звания Героя России десяти представителям инженерных войск. Их имена золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.

Это: генерал-майор КРАСНИКОВ Александр Алексеевич; полковник РОСТОВЩИКОВ Валерий Александрович; подполковник КРЮКОВ Олег Васильевич; старший лейтенант БЕРСЕНЕВ Роман Генрихович (посмертно); капитан ЖУРАВЛЕВ Александр Юрьевич (посмертно); подполковник ЖУЙКОВ Сергей Васильевич (посмертно); старший лейтенант КОЛГАТИН Александр Михайлович (посмертно); майор КОБИН Александр Иванович (посмертно); старший лейтенант МАРИЕНКО Виталий Леонидович (посмертно); младший сержант БОРИСОВ Евгений Германович.

 17 марта 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II объявил Небесным покровителем инженерных войск России святого благоверного князя Даниила Московского - это понимание и признание заслуг инженерных войск Русской православной церковью.

 В инженерных войсках проходили службу прославленные ученые, изобретатели и композиторы, выдающиеся полководцы и военачальники. В их числе фельдмаршал М.И. КУТУЗОВ, начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Н.В. ОГАРКОВ, заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск маршал инженерных войск Н.Ф. ШЕСТОПАЛОВ, а также маршалы инженерных войск М.П. ВОРОБЬЕВ, А.И. ПРОШЛЯКОВ, В.К. ХАРЧЕНКО, С.Х. АГАНОВ, и многие другие.

По количеству Героев России в пересчете на тысячу человек в Вооруженных Силах РФ инженерные войска имеют один из самых высоких показателей, что подтверждает их приверженность славным традициям и героике военных инженеров.

В настоящее время Инженерные войска России — это специальные войска Вооруженных Сил РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.

В состав инженерных войск входят: инженерно-разведывательные, инженерно-саперные, инженерно-дорожные, понтонные и другие подразделения, а специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.

Инженерные войска, как следует из их названия, решают задачи инженерного обеспечения боя. В это понятие, согласно Боевому Уставу Сухопутных Войск, входит инженерная разведка объектов противника и окружающей местности, создание фортификационных сооружений, оборудование позиций, рубежей и районов, а также пунктов управления, возведение инженерных заграждений, установка фугасов, обезвреживание фугасов противника, строительство проходов в заграждениях и завалах, организация проходов сквозь препятствия, разминирование, организация и обслуживание переправ для форсирования водных преград, маскировка, инженерные мероприятия по ликвидации последствий ядерных ударов, добыча питьевой воды, её очистка и содержание объектов водоснабжения. Таким образом, круг задач, стоящих перед войсками, очень широк и не ограничивается традиционными представлениями о «стройбате», бытующими в гражданской среде.

Сегодня круг задач, стоящих перед инженерными войсками, расширяется необходимостью противодействия возросшей угрозе минно-подрывного террора. Решение этой задачи требует оснащения войск специальной техникой, новых подходов к целевой подготовке специалистов, что в настоящее время успешно реализуется в учебных заведениях, готовящих специалистов для инженерных войск, а также путём тесного взаимодействия с другими силовыми ведомствами.

По словам начальника инженерных войск Вооружённых Сил России генерал-майора Юрия СТАВИЦКОГО, в наступившем году особое внимание будет уделено оснащению войск средствами инженерного вооружения с целью повышения их боевых возможностей при выполнении задач обеспечения.

Генерал-майор отмечает, что в ходе выполнения Госпрограммы вооружений до 2020 года в инженерных войсках продолжается целенаправленная работа по развитию всей системы инженерных вооружений. Войска получили новые автокраны, экскаваторы, маскировочные средства и средства для хранения воды.

Руководство Министерства обороны обещает, что до 2020 года войска получат новейшие автоматизированные инженерно-разведывательные и универсальные бронированные инженерные и инженерно-дорожные машины и другую новую технику, превосходящую по своим характеристикам зарубежные аналоги, что обеспечит выполнение всего комплекса задач, стоящих сегодня перед войсками. Одним словом, перспективы у инженерных войск, как и у всей Российской Армии, весьма многообещающие.

Будем надеяться на лучшее и поздравим военнослужащих инженерных войск с их профессиональным праздником!