ДЕНЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ

 

 

ДЕНЬ МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

 

17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, летчики Российской империи, защищая остров Эзель и расположенную на нем базу, вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолетами над Балтийским морем. Победили без потерь, сбив два самолета противника.

Через 80 лет после данного события, приказом Министра обороны РФ № 253 от 15.07.1996 г., 17 июля 1916 года было определено Днём рождения Морской авиации России.

Эту дату принято считать отправной точкой в истории морской авиации, хотя ещё в 1910 году наш аэроплан осуществил первый морской полет. Это событие произошло в Севастополе.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. МАЦИЕВИЧ на очередном заседании Морского техкомитета поделился своей идеей о поднятии самолетов в воздух с кораблей.

По высочайшему повелению Императора Николая II, 6 февраля 1910 года  в  Санкт-Петербурге был создан  Отдел  Воздушного флота, ознаменовавший начало авиационной эры в России. Ещё через полгода после этого события, 16 сентября 1910 г., начальник воздухоплавательной команды Черноморского флота лейтенант С. Ф. ДОРОЖИНСКИЙ выполнил с севастопольского аэродрома Куликово поле полёт на закупленном им во Франции для Морского ведомства самолёте «Антуанетт-4». Этот полет, и этот самолёт были первыми в истории Морской авиации России.

Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской авиации России следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения — гребной порт на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здесь в этот день был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции — первой официально сформированной авиационной воинской части на Балтийском флоте.

Начало Первой мировой войны застало Морскую авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морском министерстве к 1 августа 1914 г. насчитывалось около трёх десятков самолётов различных типов и около 20 дипломированных лётчиков. Ещё около 10 офицеров проходило лётную подготовку непосредственно на флотах.

К началу войны на Балтике было всего 10 гидросамолётов, базировавшихся в Либаве, а на Чёрном море, в Севастополе, в Килен-бухте — восемь. На Тихом океане предполагалось развернуть авиационные отряды лишь к лету 1915 г., однако это не было реализовано из-за начавшейся войны. 

18 августа 1914 г. приказом по флоту и Морскому ведомству № 269 было введено в действие «Положение о Службе авиации в Службе связи», определявшее правовой статус авиационных подразделений флотов.

В начале марта 1915 г. в составе Морской авиации имелось уже 77 самолётов, в том числе, на Балтике — 47, и на Чёрном море — 30 гидроаэропланов. Их обслуживали 78 офицеров и 859 нижних чинов.

30 ноября 1916 г. вышел указ Императора Николая II о формировании воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей. Одновременно с ним приказом начальника Морского штаба ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А. И. РУСИНА № 428, вместо устаревшего положения «О Службе авиации в Службе связи» (учреждённого в 1914 г.), было введено в действие новое положение «О Службе Морской авиации и воздухоплавании» Императорского Российского флота. В тот же день было утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», в котором были чётко прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных командиров и начальников.

По состоянию на 1 января 1917 г., российская Морская авиация являлась внушительной силой и имела в своём составе 264 аэроплана разных типов. Из них 152 самолёта и 4 малых управляемых аэростата находились на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах.

Только с сентября 1916 г. по май 1917 г. Морское ведомство получило 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях служили, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых. Звание «морской лётчик» официально имели 56 черноморцев и 46 балтийцев.

В июне 1917 г. в Петрограде был создано управление Морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ), которое должно было осуществлять руководство всей авиацией Российского флота. Первым начальником УМАиВ был назначен капитан 2 ранга А. А. ТУЧКОВ. 

Если к началу Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 65 боевых морских самолетов, то к концу военных действий их число увеличилось в 4 раза.

К Великой Октябрьской социалистической революции Морская авиация России имела в своём составе воздушную дивизию Балтийского моря (две воздушные бригады и отряд корабельной авиации) и воздушную дивизию Чёрного моря (две воздушные бригады и дивизион корабельной авиации). Всего в них насчитывалось 269 самолётов различных типов. Однако их боеспособность была крайне низкой, и в апреле 1918 г. обе дивизии прекратили своё существования.

8 ноября 1917 г. по указанию В. И. Ленина был издан приказ об учреждении должности комиссара при управлении Морской авиации и воздухоплавания. На неё был назначен воеморнлёт А. П. ОНУФРИЕВ (ранее работал на авиазаводе «Дукс» в Москве), ставший одним из активных организаторов советской Морской авиации.

 

По состоянию на конец ноября 1917 г., в составе Морской авиации России находились 240 самолётов М-9М-5М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152.

По состоянию на середину декабря 1917 г., в боевом ядре Морской авиации насчитывалось 2114 аэропланов и 161 лётчик.  

75 самолётов имелось в школах Морской авиации. Основным центром подготовки лётных кадров являлась Бакинская школа Морской авиации, где в это время обучалось 180 курсантов. В Ораниенбаумской школе Морской авиации и Красносельской школе воздушного боя и высшего пилотажа обучалось ещё 50 и 25 курсантов соответственно.

Одним из первых шагов новой большевистской власти в области военного строительства был приказ по армии и флоту № 4 от 20.12.1917 г., определяющий, что морская и сухопутная авиация должны быть объединены под единым сухопутным командованием.

Народный комиссариат по военным и морским делам (Наркомвоенмор) приказал поставить во главе управления воздушного флота (УВОФЛОТ) новообразованную всероссийскую коллегию УВОФЛОТа под председательством К. В. АКАШЕВА.

Исполнявший обязанности начальника штаба флота бывший контр-адмирал А. РУЖЕК заявил, что объединение авиации станет ошибочной мерой, находящейся в очевидном  «разрыве  с  интересами  морской  обороны  Республики».  Эти  мнения  энергично  поддержал  и  начальник  Морского  Генштаба   (бывш. капитан 1 ранга)
Е. БЕРЕНС.

По его инициативе, приказом по армии и флоту № 3 от 25.05.1918 г. управление Морской авиации снова поступило в подчинение Наркомата по морским делам.

Всего за 1918—1920 гг. в составе Морской авиации было сформировано 19 морских авиационных отрядов. Часть из них в дальнейшем вошла в состав других авиаотрядов, и по состоянию на 1 января 1920 г., имелось 10 гидроавиаотрядов и 4 истребительных отряда — всего около 75 самолётов различных типов и технического состояния.

Весной 1920 г. произошло событие, наложившее отпечаток на дальнейшее развитие Морской авиации. Приказом РВС Республики № 447/78 от 25.03.1920 г., «в целях поднятия боеспособности Красного Воздушного флота Республики», Морская авиация всё же была подчинена Главному управлению Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. Авиационный отдел РКВМФ подлежал расформированию, с передачей всех дел и личного состава во вновь созданное Главное управление РККВФ. Одновременно с этим была учреждена должность помощника начальника Воздухфлота Республики по гидроавиации (с 24 апреля на эту должность был назначен М. Ф. ПОГОДИН, с 28 сентября того же года — А. П. ОНУФРИЕВ). 

В период 20-30-х годов, когда Морская авиация организационно входила в состав Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, высшее руководство страны и руководство Наркомата обороны отводили авиации задачи по поддержанию сухопутных войск, прикрытию войск и объектов тыла от ударов с воздуха, а также по борьбе с воздушной разведкой противника.

Из кадров Морской авиации комплектовалась вновь создаваемая в те годы Полярная авиация, сыгравшая огромную роль в освоении Северного морского пути. Первым Героем Советского Союза в 1934 году стал морской лётчик Анатолий Васильевич ЛЯПИДЕВСКИЙ, проявивший мужество и героизм при спасении экипажа затёртого во льдах парохода «Челюскин». Одновременно с ним этого звания были удостоены морские летчики И. ДОРОНИН, С. ЛЕВАНЕВСКИЙ и В. МОЛОКОВ.

К началу Великой Отечественной войны Авиация ВМФ представляла собой значительную силу. В её составе было 3838 самолётов различных типов, из них 2824 боевых, в том числе 51 новый истребитель (МиГ-3 и Як-1) и 38 новых ближних бомбардировщиков и разведчиков (Че-2 и Пе-2).

 

В зимней кампании 39-40-х годах для атак вражеских судов в море Морская авиация произвела 264 вылета и сбросила 96 тонн бомб. По отчетным данным ВВС КБФ, удалось потопить 14 транспортов  и повредить ещё более 20. С целью бомбардировки финских портов было совершено 638 вылетов и сброшено на их объекты 368 тонн бомб. Всего Авиацией КБФ было совершено 16633 самолёто-вылетов. Многие летчики морской авиации были награждены правительственными орденами и медалями, 17 были представлены к званию Героя Советского Союза.

К началу Второй Мировой войны страна имела мощную группировку авиационной техники, способной вести морские бои. Авиация стояла на охране границ, проходящих по морям, участвовала в спасательных операциях на Северном полюсе. 

На 22 июня 1941 года авиация ВМФ насчитывала 2581 самолет (на Северном флоте — 116, Балтийском — 656, Черноморском — 626 и Тихоокеанском — 1183). При этом число торпедоносцев составляло 9,7%, бомбардировщиков — 14%, истребителей — 45,3% и гидросамолетов-разведчиков — 25% из общего количества авиации ВМФ. В ней преобладали самолеты-истребители и разведчики (70,3%), т. е. обеспечивающие силы.

Следует отметить, что в отличие от ВВС Красной Армии, Морская авиация в первый день войны практически не понесла потерь. Это было обусловлено в значительной мере своевременным введением в ВМФ высших степеней боевой готовности, а с другой стороны, достаточным удалением основных аэродромов базирования от аэродромов бомбардировочной авиации противника.

В августе 1941 года именно летчики КБФ провели одну из самых известных операций в истории военно-морской авиации СССР. В ответ на бомбардировки Москвы и ряда других мирных советских городов – летчики Балтийского флота провели серию налетов на столицу фашистской Германии – Берлин. Их полеты вглубь немецкой территории стали своего рода предупреждением фашистам о ждущем их в будущем возмездии

С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб. Участвовала авиация Балтийского флота и в отражении сентябрьского наступления немцев на Ленинград. Только для прикрытия важнейшей дороги жизни, проложенной по льду Ладожского озера, летчики-балтийцы произвели около 8 000 самолетовылетов.

Официальным признанием заслуг морской авиации в тяжелый 1941 год стало присвоение четырем полкам гвардейского звания.

Советская морская гвардия родилась 18 января 1942 года. Именно в тот день в газете «Красный флот» - органе Народного комиссариата ВМФ - был опубликован приказ наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова № 10, в котором говорилось о присвоении ряду частей званий «ГВАРДЕЙСКИХ

За годы Великой Отечественной войны морские летчики совершили более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожили в воздухе и на аэродромах почти 6000 самолетов противника. 

В Великую Отечественную войну Авиация ВМФ оказалась самой результативной из сил флота — официально подтверждено уничтожение авиацией 407 кораблей противника, что составляет 66 % потерь, при общем количестве потерь — 614 единиц.

В августе 1945 года СССР начал боевые действия против Японии, в которых приняли участие ВВС ТОФ, ВВС СТОФ и Авиация АмВФ.

Боестолковения на дальневосточном театре военных действий носили скоротечный, но ожесточённый характер и продлились с 9 по 26 августа 1945 года, при этом потери, по сравнению со статистикой боевых потерь на Западных фронтах, были в разы меньше.

Всего за время войны с Японией «военно-воздушные силы Тихоокеанского флота совершили 4724 самолетовылета, потопили свыше 30 транспортов, 2 эсминца, 4 танкера. Всего - 55 кораблей и около 70 мелких судов. Авиаторы уничтожили с воздуха десятки железнодорожных эшелонов, складов с оружием, огневых точек, причалов и других объектов».

За отвагу и героизм 15 авиаторов-тихоокеанцев были удостоены звания Героя Советского Союза, а 8 авиационных полков приказами народного комиссара Военно-Морского Флота были преобразованы в гвардейские.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования три авиадивизии и четыре авиаполка ВВС флота были награждены орденом Красного Знамени.

Почетные наименования «Сахалинский», «Юкинский», «Порт-Артурский» были присвоены пяти авиационным полкам, а Расинской, Сейсинской и Рананской стали соответственно 12-я штурмовая, 10-я пикировочная и 2-я минно-торпедная авиационные дивизии.

Родина по достоинству оценила подвиги морских летчиков: 259 авиаторов флота стали Героями Советского Союза, а пятеро из них - А.Е. Мазуренко, В.И. Раков, В.Ф. Сафонов, Н.Г. Степанян и Н.В. Челноков - удостоились этого звания дважды.

Были отмечены государственными наградами не только летчики, но и многие соединения и части морской авиации, 50 из них стали Краснознаменными, многие удостоены других орденов. Две авиационные дивизии и 23 авиационных полка были преобразованы в Гвардейские. 

С окончание Второй Мировой войны наступает период совершенствования и развития флотской авиации. На вооружение поступает современная техника, встают в строй реактивные истребители, штурмовики, торпедоносцы. Сейчас собственными авиационными соединениями обладают четыре флота.

С тех далеких пор роль авиации военно-морского флота России только возросла. К задачам морской авиации относятся обнаружение и уничтожение подводных лодок противника, уничтожение надводных кораблей (в первую очередь — авианосцев и авианосных соединений), а также авиации морского базирования противника. Несомненно, что управляют и обслуживают технику профессионалы высочайшего класса.

Сегодня авиация ВМФ РФ является родом сил Военно-морского флота России и условно делится на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. Собственной авиацией располагают все четыре флота России — Балтийский, Северный, Тихоокеанский Черноморский. 

Роль морской авиации растет с каждым годом, появляются новые задачи, сферы применения сил. На вооружении российских авиаторов стоит сложнейшая техника и оборудование, управлять, обслуживать которой способны профессионалы высочайшего класса.

Летающая группировка российского флота – самые маневренные силы военно-морского флота. Главной задачей, которую ставит командование, являются самостоятельные или совместные боевые операции в любых океанских регионах. Часто морских летчиков привлекают к поддержке сухопутных операций.

Современные боевые действия на морских просторах не возможны без применения авиационной техники, которая осуществляет разведку, обстрел береговых укреплений, торпедирование кораблей противника, выявляет вражеские подлодки и многое другое. В настоящий момент морские летчики – элита российский вооруженных сил.

В этот день поздравляем ветеранов, летчиков, обслуживающий персонал с замечательным профессиональным праздником.

Желаем чистого неба, отсутствия боевых тревог и здоровья!