КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ - ДЕНЬ ВВС

История Военно-воздушных сил (ВВС) богата множеством славных и героических страниц. За свои более чем 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием.

День Военно-воздушных сил — памятный день Военно-воздушных сил в Вооружённых силах Российской Федерации. Отмечается ежегодно 12 августа. Установлен Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 31 мая 2006 года № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооружённых силах Российской Федерации».

После создания в 2015 году  Воздушно-космических сил Российской Федерации, в состав который вошли Военно-воздушные силы, отмечается как День Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Однако не всем известно, почему выбрана именно эта дата. Ведь первые военные лётчики в России появились летом 1910 года, а первые авиационные отряды в 1911 году.

12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации.

День ВВС не всегда отмечали в России 12 августа. В начале XX века во времена становления авиации летчики отмечали свой день 2 августа. Затем в 1924 году по решению заместителя председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам М.В. Фрунзе праздник военно-воздушного флота стали отмечать 14 июля.  

В советские времена с 1933 по 1972 годы День Воздушного флота СССР отмечался 18 августа. О его учреждении в № 6 журнала «Вестник воздушного флота» за 1933 год сообщалось следующее:

«По представлению Начальника Военных воздушных сил РККА т. Алксниса Революционным военным советом СССР было возбуждено ходатайство перед Правительством об установлении Дня праздника Воздушного флота.

По этому поводу состоялось постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому днём ежегодного праздника Воздушного флота назначен 18 августа. В это же время день ВВС был признан государственным праздником. На это повлияло успешное развитие авиационной промышленности в стране.

С 1980 года дата, когда отмечают день ВВС, периодически менялась. В 2006 году, принимая во внимание исторические факты, президент России подписал указ, благодаря которому военно-воздушные силы нашей страны стали праздновать свой день 12 августа. Этот день с соблюдением всех формальностей стал профессиональным днем военных летчиков Российской Федерации. 

Этот праздник получил статус памятного дня и призван способствовать повышению престижа военной службы и возрождению и развитию отечественных воинских традиций. Он установлен в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач по обеспечению обороны и безопасности государства. 

Человек еще только начал осваивать воздушное пространство, а военные уже задумались над тем, как использовать самолеты для нужд армии. Первые шаги в этом направлении сделала Болгария. Царь Фердинанд очень увлекся авиацией, что способствовало ее быстрому внедрению в жизнь страны. Болгарская армия впервые применила самолеты для разведки вражеских позиций во время Первой Балканской войны (1912−1913).

К моменту начала Первой мировой боевые самолеты уже стояли на вооружении у большинства стран-участниц. Самым мощным военным авиапарком обладала Россия — 263 самолета. ВВС Германии насчитывали 232 самолета, третье место по этому показателю занимала Франция — 156. На этом фоне достижения Великобритании (90 самолетов) и Австро-Венгрии (65) выглядят довольно скромно. 

Императорский военно-воздушный флот формально существовал с  30  июля  (12 августа) 1912 года, хотя уже с  1885 года существовали воздухоплавательные части армии, а потом, и флота. Несмотря на свою короткую историю, сыграл значительную роль в развитии мировой авиации.

В 1870 году был поднят первый аэростат. В феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда, в 1890 году преобразованная в  Отдельный воздухоплавательный парк, который находился в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам.

На манёврах 1902—1903 гг. в  Киевском военном округе  впервые использовали несколько воздушных шаров для ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. По итогам маневров Военное министерство  приняло решение создать специальные воздухоплавательные подразделения при  крепостях  в  Варшаве,  Новгороде,  Брест-ЛитовскеКовнеОсовце  и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.

 С 1908-го года в стране существовал императорский аэроклуб, главой которого был Великий князь Александр Михайлович. Впрочем, участники клуба занимались, в основном, развитием строительства дирижаблей. Первые аэропланы появились в стране в 1909-м году, а уже в 1910-м Россия приступила к созданию своих боевых самолетов. Отрасль развивалась быстро.

30 января 1910 г. в возглавляемом великим князем Александром Михайловичем Особом комитете по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования был создан Отдел воздушного флота.

В марте 1910 г. группа российских офицеров была послана во Францию для обучения полетам. Вернувшись в Россию, они начали обучать полетам других офицеров.

Летом 1910 года была открыта первая школа по подготовке военных лётчиков, для которой во Франции были закуплены аэропланы французского производства. С мая 1911 года школа размещалась в Гатчине.

19 июня 1910 года (по новому стилю) совершил первый полёт самолёт, который был полностью разработан и построен в России. Он назывался «Гаккель-III» и был сконструирован инженером Я. Гаккелем.

В ноябре 1910 года близ Севастополя, на берегу р. Кача, под патронатом великого князя Александра Михайловича было создано второе авиационное учебное заведение: Севастопольская офицерская школа авиации, но она в отличие от Гатчинской функционировала на общественных началах. Поэтому самолёты для Гатчинской школы закупались за границей военным ведомством, а самолёты для Севастопольской школы приобретались там же, но на добровольные пожертвования населения.

В 1911 году в России был проведён первый опыт по созданию вооружённого аэроплана — на  один  из аэропланов установили пулемёт. Кроме того, в 1911 году был впервые проведён опыт аэрофотосъёмки местности.

За год до  войны был построен и  первый в  истории человечества стратегический бомбардировщик. Четырехмоторный самолет, созданный по проекту Игоря СИКОРСКОГО, получил название «Илья Муромец».  Для его сопровождения был разработан первый в мире специализированный самолет-истребитель.

Аэроплан установил рекорд грузоподъемности (более тонны). Впрочем, тогда в 1913-м, никто еще не подозревал, что «Илья Муромец» станет стратегическим бомбардировщиком, сам Сикорский задумывал его как пассажирский самолет, но война внесла свои коррективы в эти планы.

Первый в мире специализированный самолет-истребитель.

На первое боевое задание «Муромцы» отправились уже в феврале 1915-го года. К концу войны Российская Империя имела на вооружении сразу 60 таких самолетов

Российская военная авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя, российская промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Большой популярностью среди пилотов того времени пользовался авиаторы УТОЧКИН, АРЦЕУЛОВ, а военный лётчик Петр НЕСТЕРОВ поразил всех, выполнив свою легендарную «мёртвую петлю» и прославился в 1914 году, таранив в воздухе самолёт противника.

В этом же году русские лётчики впервые покорили Арктику во время полётов по поиску пропавших первопроходцев Севера из экспедиции Седова

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году Советская власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания о военных самолетах надолго забыли, только в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации СССР смог опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира. Руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации.

Датой начала истории авиации в России можно считать 25 декабря 1936 года. Тогда вопрос о совершенствовании советских ВВС поставил И.В. Сталин на совещании с конструкторами. Так началась история военной авиации.

Павел Сухой, Иосиф Неман и Николай Поликарпов приступили к разработке концепции современных военных самолетов. Самой удачной оказалась идея, предложенная Сухим. Именно он создал Су-2.

В этом же 1936 году Советский Союз испытал бомбардировщик Андрея Туполева. СБ поднялся в воздух во время Гражданской войны в Испании. Он имел скорость более 400 км/час.

Высотный истребитель создал Владимир Петляков, Пе-2. Андрей Туполев разработал Ту-2. Тоже пикетирующий, но более мощный, чем Пе-2. В 1937 году советские инженеры задумались над созданием штурмовика. Ил-2 Сергея Ильюшина.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: ПОЛЯКОВ, ТУПОЛЕВ, ИЛЬЮШИН, ПЕТЛЯКОВ, ЛАВОЧНИКОВ.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая ничем не уступала зарубежным аналогам:  штурмовик Ил-2, истребители  МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (100 машин).

Война началась для ВВС СССР с ряда серьезных поражений. ВВС нацистской Германии (люфтваффе) и ее союзников с началом военного вторжения на территорию СССР провели однодневную воздушную операцию. В ходе нее массированным ударам подверглись важные центры страны, транспортные коммуникации и группировки войск вдоль западных границ СССР, в том числе 66 военных аэродромов, на которых базировалось 65% авиации приграничных военных округов.

В результате ВВС не досчитались 1136 боевых самолетов, в том числе 800 – уничтоженных на аэродромах. За первые двое суток войны самолетный парк ВВС Северо-Западного и Юго-Западного направлений сократился на 3922 самолета. 

Несмотря на значительные потери в вооружении и военной технике, советская авиация и войска ПВО сумели достойно ответить врагу. К 10 июля 1941 г. люфтваффе на советско-германском фронте потеряло 883 свои боевые машины. За этот период времени для отражения нападения врага и поддержки своих сухопутных войск советская авиация произвела около 45 тыс. боевых самолетовылетов.

В воздушных боях с превосходящими силами противника советские летчики проявили массовый героизм. Только 22 июня 1941 г. ими было совершено 16 воздушных таранов. Среди первых удостоенных высокого звания Героя Советского Союза стали военные летчики М.П. ЖУКОВ, С.И. ЗДОРОВЦЕВ,
П.Т. ХАРИТОНОВ.

На третий день войны южнее Кишинева заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант К.П. ОБОРИН совершил первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран самолета противника с благополучным исходом для советского летчика. Этот подвиг нашел своих продолжателей. В их числе старший лейтенант П.В. ЕРЕМЕЕВ, младший лейтенант В.В. ТАЛАЛИХИН, лейтенант А.Н. КАТРИЧ и другие.

Наряду с воздушными был открыт счет «огненным» таранам военной техники и живой силы противника.  6 июня 1941 г. будучи подбитыми зенитным огнем, командиры эскадрилий 207-го авиаполка 42-й бомбардировочной дивизии дальнего действия капитаны А.С. МАСЛОВ и Н.Ф. ГАСТЕЛЛО (вместе с экипажами) направили свои горящие бомбардировщики ДБ-3ф на вражеские позиции. За свой подвиг капитан Н.Ф. ГАСТЕЛЛО был удостоен высокого звания Героя Советского Союза (посмертно, 26.07.1941 г.), капитан А.С. МАСЛОВ – только в 1996 г. (звание Героя Российской Федерации, посмертно).

Несмотря на большие потери в начальном периоде войны, фронтовая авиация сумела сохранить свою боеспособность и продолжала решать поставленные перед ней задачи. 8 июля 1941 г. воздушной бомбардировке одновременно подверглись 42 аэродрома противника.  Только авиацией Западного фронта в ходе этих налетов было уничтожено 54 вражеских самолета.

В зоне досягаемости советской авиации также оказались важные военные объекты, расположенные в глубоком тылу противника. Уже в  ночь на 8 августа 1941 г. авиация Краснознаменного Балтийского флота совершила первый воздушный налет на столицу нацистской Германии – Берлин и его пригороды.

 В ночь с 10 на 11 августа в налете на город приняла участие 81-я авиационная дивизия дальнего действия под руководством Героя Советского Союза комбрига
М.В. ВОДОПЬЯНОВА. В последующем ДБА ГК произвела еще 10 налетов на Берлин и другие города третьего рейха: Кёнигсберг, Штеттин (Щецин), Данциг (Гданьск) и Свинемюнде, сбросив на них 21,5 т бомб. Действия ВВС Красной армии, они имели важное военно-политическое значение, развеяв миф нацистской пропаганды о полном уничтожении советской авиации.

В битве за Москву свое рождение получила гвардия советских ВВС.  
За проявленные мужество и героизм, успешное выполнение поставленных задач шесть авиационных полков: 29-й, 129-й, 155-й и 526-й истребительные, 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный, были преобразованы в «ГВАРДЕЙСКИЕ». Позднее, в марте 1942 г., появились первые гвардейские части и в Войсках ПВО ТС, среди них 44-й и 120-й истребительные авиаполки.

Два года немецкая авиация имела абсолютное господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин.

В 1942 г. были приняты меры по ускоренному вводу в строй авиационных заводов, строительство которых в соответствии с планом третьей пятилетки началось еще до войны. В короткие сроки удалось значительно увеличить мощь советских ВВС. На вооружение поступали новые истребители Як-7б, Як-9, Ла-5, двухместные штурмовики Ил-2, в ограниченных количествах – Ту-2. Осенью 1944 г. фронт стал получать новейшие типы самолетов: Як-3, Ла-7, Як-9У, Ил-10.

За годы войны советскими ВВС было проведено 17 воздушных операций в целях разгрома (ослабления) авиационных группировок, разгрома оперативных резервов и нарушения работы коммуникаций, а также разрушения важных военно-промышленных центров противника. В результате проведения восьми воздушных операций на аэродромах и в воздухе было выведено из строя до 2000 боевых самолетов немецкой авиации.

Всего за годы Великой Отечественной войны советские ВВС совершили около 3125 тыс. боевых самолетовылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и боевой технике. Из 77 тыс. самолетов, потерянных противником на советско-германском фронте, советской авиацией было уничтожено 57 тыс., из них 44 тыс. в воздушных боях и 13 тыс. на аэродромах. Войска ПВО страны уничтожили 7313 неприятельских самолетов: истребительной авиацией ПВО – 4168, зенитной артиллерией, пулеметным огнем и аэростатами заграждения – 3145.

В период войны советские летчики применили свыше 600 воздушных и около 500 «огненных» таранов, что также указывало на высочайшую степень накала воздушного противоборства. На борьбу за господство в воздухе всеми родами авиации было произведено около 1,5 млн самолетовылетов (до 40% общего количества вылетов).

Советские ВВС оказали большую помощь партизанскому движению в тылу противника. Самолетами авиации дальнего действия (с декабря 1944 г. – 18 ВА) и Гражданского воздушного флота было совершено около 110 тыс. самолетовылетов, перевезено по воздуху свыше 83 тыс. партизан, доставлено им 17 тыс. тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов.

За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тыс. воинов-авиаторов и свыше 80 тыс. воинов противовоздушной обороны были награждены орденами и медалями СССР. Более 2400 авиаторам и более 100 воинам ПВО присвоено звание Героя Советского Союза (позднее – Героя Российской Федерации). 65 летчиков и военачальников ВВС удостоились этого звания дважды, а двоетрижды (А.И. ПОКРЫШКИН и
И.Н. КОЖЕДУБ).

Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей, 708 (ВВС) и 29 (Войск ПВО ТС) получили почетные наименования и 228 (ВВС) и 11 (Войск ПВО ТС) удостоены звания гвардейских. 

В ходе проведения Маньчжурской стратегической наступательной операции по разгрому японской Квантунской армии ВВС Красной Армии было совершено более 22 тыс. самолетовылетов, перевезено по воздуху 16,5 тыс. солдат и офицеров, около 2780 т горючего, 563 т боеприпасов и 1496 т различных грузов.

В годы Холодной войны  ВВС СССР стремительно развивались, в 80-х годах прошлого столетия имели на своем вооружении около 10 тысяч самолетов различных модификаций. В послевоенный период появился новый вид авиационной техники – боевые вертолеты.

В СССР были разработаны истребители четвертого поколения Су-29 и 
МиГ-27, начались работы над созданием истребителя следующего поколения. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных проектах того времени. ВВС СССР была разделены между бывшими республиками и стали основой национальных военно-воздушных сил.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, российские ВВС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил. Еще в 2008 году тогдашний главком ЗЕЛИН назвал состояние ВВС критическим, но с того времени много что изменилось.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «ПАК ФА» разработан истребитель пятого поколения Су-57 (заводской индекс Т-50). Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года.  Серийные поставки Су-57 в строевые части намечено начать в 2018—2019 годах.

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2015 года.  Руководство ВКС России  осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВСК. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник СУРОВИКИН Сергей Владимирович

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней авиацией и командование военно-транспортной авиацией.

По своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную. Кроме этого, в состав ВВС входят зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входит метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, а также части обеспечения и тыловые службы.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

Ту-160 «Белый лебедь». Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Ту-160 – это самолет с изменяемой геометрией крыла, основной задачей которого является прорыв вражеской системы ПВО на сверхмалых высотах. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

  

Ту-95 «Медведь». Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами, как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

Ту-22МЭта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

Су-27 – это фронтовой истребитель, один из первых истребителей четвертого поколения, выпущенных в СССР. Сегодня существует несколько модификаций этой боевой машины, общее их количество составляет примерно 360 машин.

Су-30  – это машина, созданная на базе Су-27. Истребитель оснащен мощным радиоэлектронным оборудованием и способен обнаруживать воздушные и наземные цели на больших дистанциях, а также выдавать целеуказания для других самолетов. Общее количество Су-30 – около 80 единиц.

Су-35. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

МиГ-27. Одним из первых советских истребителей четвертого поколения, имеет большое количество модификаций, сегодня на вооружении ВВС России примерно 225 подобных самолетов.

МиГ-31. Высокоскоростной истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Этих машин на вооружении ВВС РФ – 140 штук. Сейчас проходит модернизация МиГ-31, ее планируют закончить до 2020 года.

Су-25 «Грач». Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении.

Су-24.  Сейчас в строю 111 единиц этого самолета.

Су-34. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена широким спектром различных самолетов, в подавляющем большинстве сделанных еще в СССР: Ан-22, Ан-124 «Руслан»Ил-86Ан-26Ан-72, Ан-140, Ан-148  и другие модели. Военно-транспортная авиация ВВС России располагает несколькими сотнями самолетов.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛЯк-130 примечателен тем, что это единственный самолет, который был разработан после развала СССР. Остальные боевые машины – это, скорее, более или менее глубокие модернизации советских машин.

В состав армейской авиации входят вертолеты Ми-24Ми-28Ка-50Ка-52Ми-8Ми-26, Ка-226 и вертолет «Ансат».

Из этого списка новыми машинами являются Ми-28, Ка-50, Ка-52 и «Ансат». Остальные машины разработаны еще в СССР. Хотя, следует отметить, что в сейчас ведутся работы по модернизации старой техники. Вертолет Ка-50 снят с серийного производства. На сегодняшний момент поставлено в войска около сотни единиц
Ка-52 и более ста вертолетов Ми-28 «Ночной охотник».

Больше всего на вооружении вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные старые советские машины, которые вполне можно использовать после минимальной модернизации.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно выросла роль БПЛА. В СССР этому виду вооружения уделялось недостаточно внимания, поэтому Россия значительно отстает в этом вопросе от ведущих оружейных держав мира. США, Израиль и Китай продвинулись в вопросе создания БПЛА значительно дальше.

На вооружении ВВС России стоят несколько видов беспилотников: «Пчела-1Т», «Рейс-Д» и «Форпост».

Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации.

В настоящее время они предназначены для решения следующих задач:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов Вооруженных Сил и родов  войск РФ.

История Военно-воздушных сил богата множеством славных и героических страниц. За более чем 100 лет авиация России стала поистине легендарной. Уже в годы Первой мировой войны, во время испытаний Великой Отечественной войны русские летчики в полной мере проявили свое мастерство и отвагу в воздушных боях и с честью выполнили возложенные на них задачи. Крылатые защитники Отечества, конструкторы и инженеры, техники и рабочие авиационной промышленности всегда были воплощением мужества и мастерства, таланта и трудолюбия. Имена лучших из них стали национальным и мировым достоянием.

В настоящее время военнослужащие ВВС достойно продолжают доблестные традиции старших поколений, успешно решают задачи по обеспечению безопасности и обороноспособности государства, осваивают новую технику, постоянно совершенствуют боевое мастерство.

Небо России защищают отважные люди, настоящие профессионалы своего дела, а Военно-воздушные силы всегда были, и, безусловно, будут одним из элитных видов Вооруженных Сил России, гордостью Российской армии.