КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ - ДЕНЬ ТАНКИСТА

ТАНКОВЫЕ ВОЙСКА

 Идея зарождения танковых войск развивалась вместе с развитием средств и способов вооруженной борьбы и боевых действий. Все началось с боевой колесницы, когда лучники доставлялись в непосредственное соприкосновение с противником на поле боя и под защитой бортов метали стрелы, использовали пращи, легкие катапульты, одновременно прикрываясь от стрел противника. И что получается – копыта и колеса боевой колесницы – это гусеницы, борта – это броня, а стрелы и легкие катапульты – это будущие  пулеметы  и пушки, устанавливаемые в последующем на танке. И все это развивалось веками порой в экзотических формах.  

История танковых войск в нашей стране началась более ста лет назад. Не многие знают, в каком году родились Танковые войска в России как самостоятельный род войск, а, между прочим, в 2014 году наша страна отметила
100-летний юбилей Танковых войск.

Какова же предыстория появления броневых подразделений в нашей армии?

19 августа 1914 года появилось первое в мире подразделение нового рода войск, которое в разных странах до сих пор называется по-разному: танковые, броневые, механизированные; главное отличие этого рода войск в том, что на его вооружении состоят Боевые Бронированные Машины.

В этот день в Русской императорской армии появилась "Первая пулеметная рота учебно-автомобильного полка", - командир - лейб-гвардии полковник Добржанский (с 1916 года - 1-й Броневой дивизион), на вооружении которой состояло 12 бронемашин вооруженных пушками и пулемётами.

Этому предшествовали следующие события. 17 августа 1914 года военный министр Российской Империи генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Александра Николаевича Добржанского, временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства, и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею».

19 августа Добржанский получил официальное разрешение на постройку машин. Именно этот документ — лист из записной книжки с подписью Сухомлинова — и послужил отправной точкой формирования броневых автомобильных частей Русской Армии. 

Выбор кандидатуры Добржанского для нового и сложного дела был не случаен. Служа в лейб-гвардии Егерском полку в распоряжении «императорского наместника на Кавказе по военной части», он в 1913 году командируется на Петербургский патронный завод для проектирования остроконечной бронебойной пули для 7,62-мм винтовки образца 1891 года.

Идея создания броневого автомобиля, по докладу самого Добржанского, родилась у него во время командировки на заводы фирмы «Крезо» во Франции, где он «как пулеметчик… практически изучил это дело», пробыв здесь несколько месяцев. Неясно, о чем конкретно пишет Добржанский, возможно он видел вооруженные пулеметами Гочкиса автомобили с частичным бронированием, изготовленные по проекту капитана Генти в 1906–1911 годах.

С началом Первой мировой войны Добржанский «стал пропагандировать в военных кругах относительно необходимости создания в армии броневых автомобилей». Видимо, в это же время на него обратил внимание военный министр Сухомлинов.

Получив необходимую поддержку в «верхах», в первых числах сентября 1914 года Добржанский составил «схематический чертеж броневого автомобиля» (или как мы сказали бы сегодня — эскизный проект). Для их изготовления выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода тип С 24/40 с двигателем мощностью 40 л.с. Детальный проект бронировки и рабочие чертежи разработал инженер-механик Грауэн, а постройку машин поручили бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода Морского ведомства.

При изготовлении броневиков заводу пришлось решить множество проблем: разработать состав брони, способ ее приклепки к металлическому каркасу, способы усиления шасси. Для ускорения изготовления машин было решено отказаться от использования вращающихся башен, а поместить вооружение в корпусе. Разработку пулеметных установок для этого Добржанский поручил конструктору-оружейнику полковнику Соколову.

На каждом «Руссо-Балте» состояло три 7,62-мм пулемета Максима, расположенных треугольником, что давало возможность «иметь в бою всегда два пулемета направленных в цель на случай задержки одного из них». Разработанные Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли бронеавтомобилю иметь обстрел на 360 градусов, при этом по одному пулемету имелось в лобовом и кормовом листах корпуса, а третий был «кочующим» и мог переставляться с левого на правый борт и наоборот.

 Формирование роты было стремительным. Добржанский принимал самое непосредственное участие в разработке чертежей блиндированных автомобилей по проекту инженера-механика А. Я. Грауэна. Под его руководством происходило и формирование роты, он же повел ее в первый бой.

Уже 19 октября 1914 года рота, укомплектованная восьмью бронеавтомобилями на базе отечественного шасси Руссо-Балт тип С, тяжелым пушечным автомобилем Маннесман-Мулаг, а также небронированными грузовиками «Бенц» и «Олдайс», отправляется на фронт.

Эффект первого боевого применения новой боевой части был ошеломляющим. Уже в первых боях под Лодзью 9-10 ноября 1914 года с применением бронеавтомобилей была доказана их необычайная эффективность.

После того как Англия впервые в ведении войн применила танки, все европейские государства взялись за разработку собственного тяжелого механизированного вооружения.

15 сентября 1915 года на реке Сомме впервые были применены танки против немецкой армии силами Антанты.

Хотя танки того времени не отличались надежностью и имели множество недоработок в конструкции, успех был достигнут ошеломляющий. Немецкие войска создали глубокую эшелонированную оборону на данном направлении. Попытки захватить их позиции приводили к большим потерям союзников. В этот день из 49 танков лишь 18, которые не вышли из строя и не застряли в болотистой местности, сумели осуществить прорыв на пять километров вглубь оборонительных порядков противника. Потери же наступавших в живой силе были меньше в 20 раз по сравнению с аналогичными операциями.

Именно с этим событием и связано как общепринятое название техники - танк, так и первоначальное русскоязычное именование английских бронемашин в Российской империи. Историки склонны полагать, что термин «танк» - это своеобразное изобретение британской разведки, распространивший среди неприятеля слух о том, что Россия якобы заказала  у Лондона цистерны для топлива и воды. Под видом топливных цистерн (англ. – tank) боевые машины и стали появляться в России.

Танк (англ. tank) — боевая бронированная машина на гусеничном ходу с мощным пушечным вооружением, обычно во вращающейся башне, предназначенным в основном для стрельбы прямой наводкой. Первым русским танком принято считать «Вездеход» — вездеходную машину, разработанную конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым в России в 1914—1915 годах. Эту бронированную боевую машину. А. А. Пороховщиков придумал свое изобретение и отнес свой проект в Ставку Верховного главнокомандующего русской армией в 1914 году.

В начале 1915 г. опытный образец боевой гусеничной машины «Вездеход» Пороховщикова был построен. Танк представлял собой одногусеничный, относительно нетяжелый агрегат. Броневая защита данной боевой машины была многослойна, хотя толщина брони составляла всего 8 мм и состояла из лицевого стального цементированного листа, амортизирующей прокладки из морской травы и волос и еще одного стального листа.

К стальной раме прикреплялись четыре пустотелых барабана: три опорных и один направляющий. Так выглядела несущая конструкция данной бронированной машины. От направляющего барабана отходили оси, которые входили в особые прорези стальной рамы, где они закреплялись с помощью двух винтов. Натяжка гусеницы регулировалась движением этого барабана вдоль прорезей. Верхняя часть гусеницы образовывалась за счет дополнительного натяжного барабана. Специальный фальшборт прикрывал ходовую часть гусеничного механизма. Кроме того, по бокам передней части танка были расположены два колеса, за счет которых танк мог поворачиваться. Эти колеса соединялись со штурвалом с помощью системы тяг и поворотных вилок.

Тактико-технические характеристики танка Вездеход

                                                                                                      Экипаж, чел.: 1
                                                                                                      Производитель: Российская империя Мастерские в Риге
                                                                                                      Годы разработки: 1914—1915
                                                                                                      Годы производства: 1915
                                                                                                      Годы эксплуатации: не принят на вооружение


                                                                                                        Вес танка Вездеход

                                                                                                             - 3,5 тонн

                                                                                                         Размеры танка Вездеход

                                                                                                              - Длина корпуса, мм: 3600
                                                                                                              - Ширина корпуса, мм: 2000
                                                                                                              - Высота, мм: 1500

                                                                                                        Вооружение танка Вездеход

                                                                                                              - Пулемет: 1x7,62-мм

                                                                                                        Двигатель танка Вездеход

                                                                                                      - Тип двигателя: «Volt», карбюраторный, 2-цилиндровый,   жидкостного охлаждения

                                                                                                             - Мощность двигателя, л. с.: 10

В июне 1915 г. прошли испытания «Вездехода», в результате которых выявились неплохие разгонные качества и маневренность танка, его высокая скорость, хорошая проходимость даже в условиях канавы и глубокого песка. Но, несмотря на увеличение скоростных характеристик «Вездехода» Пороховщикова, к концу 1915 г. проект «заморозили», прекратив финансирование дальнейших работ по усовершенствованию этой бронемашины.

Хотя сам Пороховщиков к началу 1917 г. усовершенствовал свой проект, дав ему условное название «Вездеход-2». Этот танк уже содержал 4 пулемета. Причем некоторые из этих пулеметов должны были располагаться в башне, которая имела особую конструкцию, которая позволяла каждому пулемету независимо друг от друга делать наводку на обстреливаемую им цель. Но, к сожалению, автомобильный комитет ГВТУ посчитал, что данная машина недостаточно совершенна, поэтому денег на ее доработку тоже не дали.

Кроме Пороховщикова проектированием танка занимался и В. Д. Менделеев. «Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 19111915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Будучи первым в мире проектом  сверхтяжёлого  танка,  отличался  высочайшими  для  своего   времени

 показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.

Тактико-технические характеристики танка Менделеева

Экипаж

8 чел

Масса

173,2 т

Длина корпуса

10 м

Длина с пушкой

13 м

Высота корпуса

2,8 м

Броня лобовая

150 мм

Броня бортовая

100 мм

Максимальная скорость

24 км/ч

Калибр и марка пушки

120-мм пушка Канэ

Боекомплект пушки

51

Пулемёты

1 × 7,62-мм «Максим»

Мощность двигателя

250 л. с.

Скорость по шоссе

24,8

Скорость по пересечённой местности

10-15

Запас хода по шоссе

~ 50 км

Удельное давление на грунт

2,78 кг/см²

 Экзотичным стал танк созданный Николаем Лебеденко. В 1915 году русский инженер создал по-настоящему необычную машину – так называемый Царь-танк, который рушил все стандартны танкостроения.

  

Когда царю Николаю II продемонстрировали его модель, он тотчас распорядился профинансировать уникальный проект. Россия только что вступила в Первую мировую войну и нетрудно представить, какое впечатление произвело бы на фронте появление бронированного самодвижущегося объекта высотою с пятиэтажный дом.

Название для боевой машины придумалось сразу: царь-танк. А зря. Ведь всем предыдущим гигантам с такими названиями катастрофически не везло. Царь-колокол никогда не звонил, Царь-пушка выстрелила всего один раз. Словно повторяя судьбу знаменитых "однофамильцев", царь-танк так и не появился на поле боя. Он остался ржаветь в подмосковном лесу на секретном полигоне под Дмитровом.

 Самое интересное заключалось в том, что новая машина передвигалась не на гусеницах, а на огромного размера колесах - передние колеса были шириной целых девять метров. Конструктор предполагал, что такой монструозный диаметр поможет танку легко преодолевать различные препятствия. 

Вооружалась машина четырьмя пулеметами и одним орудием. 

Вся эта конструкция была в длину 18,8 метров, в ширину 12,5 метров, а высота танка 9 метров. Скорость была не слишком большой, всего лишь 17 км/час. Хотя удивительно даже, как это чудовище могло вообще двинуться с места. 

На данный момент именно Царь-танк держит пальму первенства среди самых огромных боевых машин прошлого века. 

Впрочем, результаты испытаний оказались неутешительными, и проект был навсегда закрыт. Кстати,  во время испытаний в лесу задник валик танка так сильно увяз в грязи, что его не смогли вытащить даже мощнейшие трофейные двигатели «Майбах», снятые с подбитого немецкого дирижабля. В итоге он так и остался ржаветь в лесу. После  революции о нем забыли, а в 1923 году машину нашли и просто разобрали на металлолом.  К слову, ту местность, на которой испытывали эту машину, местные жители нарекли "лес Танка". 

В разгаре гражданской войны в России Советом военной промышленности принимается решение наладить в стране выпуск собственных танков. За образец было решено взять не английские «Марки», а «Renault FT-17», разработанный во Франции в 1917 году.

Танк «Renault FT-17» к тому моменту успел стать первым серийным лёгким танком в мире. К тому же это был первый танк, башня которого могла вращаться на 360 градусов. «Рено FT-17» оказался в руках РККА в качестве трофея в марте 1919 года. Войска Южного фронта в ходе боёв за Одессу захватили сразу несколько таких танков, и один из них бойцами 2-й Советской Украинской армии был отправлен в Москву в качестве подарка Владимиру Ленину.

Через некоторое время «Renault FT-17» был отправлен на Сормовский завод в Нижний Новгород, где провели его полноценный анализ с измерительными действиями буквально каждой детали и элемента танка. Броню и двигатели для первого танка, собираемого в России, поставляли с Ижорского завода и с АМО (впоследствии – «ЗиЛ»). На Сормовском заводе изготовляли шасси танка и совершали итоговую сборку бронемашины.

Считается, что первый собранный в Советской России танк, получил название «Борец за свободу тов. Ленин» и был поставлен в войска 15 декабря 1921 года. Всего РККА получила 15 подобных боевых машин. Отличительными особенностями танков Советской России от французских бронемашин можно считать наличие двигателя собственного производства и клепаной башни.

В предвоенный период  в Ленинграде, Харькове и Москве сформировались три основных конструкторских центра советского танкостроения, которые в дальнейшем и определяли все тенденции его развития. 

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название – Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 году.

За многие годы  в  Советской  России  сложилась уникальная научная и конструкторская школа конструирования бронетанковой техники (БТТ), была создана мощная бронетанковая промышленность и промышленность комплектующих (двигатели, системы защиты танка, вооружение и т. п.)

Результат - появление большого количества серийных и опытных моделей бронетехники и вооружения, и то, что СССР и Россия по праву занимают позиции в мировой элите стран, конструирующих и производящих бронетанковую технику.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931-1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки.  У  Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все  стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две — 45 миллиметров) и пяти 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ.

Управлять танком и его вооружением должна была целая "футбольная команда" — одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны — по 18 солдат и офицеров на одну единицу. 

Однако у этой модели были и недостатки – в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Впрочем, со временем стало ясно, что многобашенные танки по ряду конструкторских причин не имеют перспектив развития, и в дальнейшем от них отказались.

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение. Результаты смены концепции не заставили себя ждать.

В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

 

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение по экономическим причинам. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц). 

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы. 

Советское танкостроение по-настоящему проявило себя в годы Великой Отечественной войны. Именно на это время (по понятным причинам) выпал важнейший пик объёмов производства отечественных танков, среди которых выделяется один из главных символов Великой Победы – танк Т-34, являвшийся основным танком РККА вплоть до 1944 года.

 Танк Т-34 ещё и обладатель важного мирового рекорда – именно эта бронемашина стала самым массовым средним танком Второй мировой войны. В благодарность, как создателям танка, так и героическим танкистам, буквально по всей стране установлены многочисленные памятники Т-34.

В Москве и Воронеже, Пскове и Перми, Курске и Орле, Ростове, Волгограде и многих других местах стоят монументы, рассказывающие о Великой Победе советского народа в самой кровопролитной войне истории человечества, о героизме советских танкистов и самоотверженном труде танкостроителей.

Стоят «тридцатьчетверки» и в европейских странах, позволяя нашим «партнёрам» не забывать о том, чем обычно оборачивались захватнические войны против России. Это памятники, безмолвные и в то же время говорящие о многом, в Германии, Польше, Чехии других государствах.

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии уже стоял солидный танковый парк, основу которого составляли легкие танки: Т-26, БТ и принятые на вооружение в декабре 1939 года средние танки Т-34, и тяжелые КВ-1. Во время войны танковые части и соединения стали средством наиболее эффективного решения важнейших оперативных задач. В послевоенное время бронетанковые и механизированные войска продолжали развиваться и совершенствоваться.

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54.

 

ИС-3 — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни. Он по праву является лучшим тяжелым танком Второй мировой войны.

Именно эти боевые машины в количестве 52 штук из 2-й гвардейской танковой армии 7 сентября 1945 года приняли участие в Берлинском параде союзных войск СССР, Великобритании, Франции и США в честь победы во Второй мировой войне.  Командовал сводным танковым полком Герой Советского Союза генерал-майор танковых войск Т. Абрамов. От  Советского Союза парад принимал маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

Прохождения советских танков на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции  произвело потрясающее сильное впечатление.

В 1950-е годы на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55.

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д. К подобной технике относились Т-72.

Сегодня Танковые войска Вооруженных Сил России, как род войск в Сухопутных войсках ВС РФ, являются главной ударной силой этих войск и мощным средством вооружённой борьбы. Они предназначены для решения наиболее важных задач в различных видах военных (боевых) действий.

На вооружении танковых войск стоят танки Т-72, Т-80, Т-90 и их модернизированные образцы. Руководство Министерства обороны страны уделяет значительное внимание развитию технологий и формированию научно-технического потенциала для дальнейшего развития перспективных образцов танковой техники.

Славные  традиции советских танкостроителей не исчезли. В 2015 году завершилось создание основного российского танка нового поколения Т-14 «АРМАТА» с необитаемой башней, не имеющего зарубежных аналогов. Эта машина призвана заменить славно послужившие машины серий Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90.


Учитывая особо важное значение танковых войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой, Президиум Верховного Совета СССР
1 июля 1946 года принял Указ об установлении ежегодного праздника — День танкиста.

Ежегодно, во второе воскресенье сентября, вооруженные силы РФ традиционно отмечают День танкиста - праздник, объединяющий внушительное по своим масштабам воинское братство танкистов и создателей этих грозных боевых машин.

Этот профессиональный праздник проводится в честь памяти великих заслуг танковых и механизированных войск СССР в период Великой Отечественной войны. А еще, вместе с военными, День танкиста отмечают и танкостроители, которые также приложили немало сил для обеспечения победы над фашистской Германией, обеспечив нашу армию новыми, более мощными машинами.

Впервые этот праздник стали отмечать в 1946 году, в ознаменование героических усилий танковых и механизированных вооруженных сил СССР, которые они проявили в битве на Курской дуге – самом значительном танковом сражении в мировой истории. Это сражение стало переломным в ходе войны: благодаря самым новейшим для тех времен образцам тяжелой техники наши войска сумели полностью остановить дальнейшее наступление немцев и прорвали в дальнейшем линию обороны противника. Боевые танковые батальоны вели сражения днем и ночью, они отличались высокой боеспособностью и маневренностью, что позволяло эффективно уничтожать вооруженные силы противника.

С тех времен День танкиста считается одним из наиболее значимых и почитаемых праздников в вооруженных войсках. Традиционно его отмечали проходом тяжелой техники по главным улицам города, а затем праздничным салютом. Такая практика сохранялась примерно одно десятилетие, в период 40-х и 50-х годов прошлого столетия.

В настоящее время в День танкиста проводятся праздничные митинги, поздравляют ветеранов танковых войск и устраивают концерты. И традиционно в этот день играет марш танкистов, слова которого знает каждый танкист.

До 1980 года он отмечался 11 сентября, поскольку в этот день в 1944 году советские войска добились серьёзных успехов во время проведения Восточно-Карпатской операции.

В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена текущая дата празднования. Событие не имеет чётко установленной даты. День танкиста отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября.

Празднование Дня танкиста в современной России на официальном уровне началось с издания Указа Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ». Документ подписал Владимир Владимирович Путин.

Этим Родина высоко оценила боевые подвиги танкистов в годы Великой Отечественной войны. Всего свыше 250 тыс. солдат, сержантов, старшин, офицеров и генералов танковых войск были награждены орденами и медалями. Около 200 воинов танковых войск награждены орденами Славы всех трех степеней. 1142 танкиста получили звание Героя Советского Союза.

16 танкистов за умелое руководство войсками, личный героизм и отвагу удостоены этого высокого звания дважды.

Вот их имена: Архипов В.С., Асланов А.А., Богданов С.И., Бойко И.Н., Гусаковский И.И., Драгунский Д.А., Катуков М.Е., Кравченко А.Г., Лелюшенко Д.Д., Рыбалко П.С., Слюсаренко З.К., Фомичев М.Г., Хохряков С.В., Черняховский И.Д., Шутов С.Ф., Якубовский И.И. 

Героизм танкистов носил массовый характер. Подвиги совершали целые танковые части и соединения. За образцовое выполнение боевых задач, отвагу и мужество многие части и соединения были награждены орденами Союза ССР, получили почетные наименования и преобразованы в гвардейские.

Пожалуй, нет ни одного крупного советского или зарубежного города, крупной реки, расположенных на бывшем театре войны, названия которых не были бы записаны золотыми буквами на знаменах танковых полков, бригад и корпусов.

В ходе войны стали гвардейскими все танковые армии,  12 танковых корпусов. Из 146 танковых бригад, принимавших участие в боевых действиях на полях Великой Отечественной войны, 68 стали гвардейскими. 112 бригадам присвоены почетные наименования.

Почти все танковые и механизированные корпуса были удостоены почетных наименований, при этом многие из них отмечались дважды и были награждены тремя-четырьмя боевыми орденами.

Чаще всего за годы войны отмечались 5, 6 и 7-й гвардейские танковые корпуса, получившие по два почетных наименования и по четыре боевых ордена.

Более 400 танковых и механизированных частей и соединений, в том числе 114 танковых бригад, были награждены орденами, а некоторые из них удостоены нескольких орденов. К бригадам, получившим пять и шесть орденов, относятся
1, 44, 47, 50, 52, 65 и 68-я гвардейские танковые бригады.

К 1943 году у немцев появились «Тигры», способные наносить ощутимый урон советской бронетехнике с отдаленных позиций, поэтому появилась необходимость в особом ее классе – истребителе танков. Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, СУ-122, СУ-100, ИСУ-152, ИСУ-122) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные ИСУ-152 и СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя. История создания ИСУ-152 «Зверобой» начинается в 1943 году. В качестве танковой основы использовался ИС-2. На его базе и был собран ИСУ-152 «Зверобой». ИСУ-152 солдаты вермахта называли Dosenoffner («консервным ножом»).

Главным достоинством новой техники был сверхмощный калибр и большая дальность прицельного огня. Масса снаряда составляла от 40 до 49 килограммов, и при попадании гарантированно уничтожала любую бронированную цель. Реальной дальностью, позволяющей обоснованно надеяться на такой результат, было расстояние в 1800 метров. Ходовая часть и механика имели конструктивные недостатки, но их было не больше, чем у главного противника – танка «Тигр» Т-VI.

Следует отметить, что серьезным противником для советских танкистов были не только всем известные «Тигры» и «Пантеры» (их было не так уж и много), не меньшую опасность представляли и модернизированные немецкие средние танки PzKpfw III и PzKpfw IV с лобовой броней, доведенной до 70 мм. Советские бронебойные калиберные снаряды могли пробить ее только с минимальных дистанций (менее 300 метров).

Битва на Курской дуге стала боевым крещением для ИСУ-152 «Зверобой». Применение данных танков не сыграло решающей роли в исходе сражения. Однако модель вошла в историю как чуть ли не единственный образец бронетехники, способный поражать немецкие САУ на любом расстоянии. В Курской битве приняло участие всего лишь 24 «Зверобоя». Данный танк оказался смертельным для многих типов бронетехники вермахта. При помощи бронебойных снарядов легко пробивалась бронированная защита германских «Тигров» и «Пантер».  ИСУ-152 была единственной советской боевой машиной, которая могла противостоять немецкой САУ «Фердинанд».

Основной задачей ИСУ-152 являлось оказание огневой поддержки танкам и пехоте при наступлении. Данная боевая машина была очень эффективна во время боев в городских условиях. В Великую Отечественную Будапешт, Берлин и Кенигсберг штурмовали с использованием «Зверобоев». САУ СУ-152 воевала до самого конца войны и находилась на вооружении советской армии до 1958 года.

В 2018 году исполнилось 75 лет с момента принятия решения руководством Красной Армии о формировании танковых армий. В связи с этим считаю необходимым более подробно остановиться на данном вопросе.

Рост выпуска бронетанковой техники, артиллерийского вооружения, улучшение их качества создавали возможность уже в 1942 г решать задачу по восстановлению на новой качественной основе крупных бронетанковых соединений и по созданию танковых армий. Этого требовал и характер проводимых советскими войсками операций.

Известно, что одной из причин незавершенности наших наступательных операций в зимней кампании 1941-1942 годов являлось отсутствие крупных бронетанковых соединений и объединений. Это резко ограничивало возможности советского командования по ведению операций, не позволяло стремительно развивать тактический успех в оперативный и вести наступление в высоких темпах. Следовательно, боевой опыт указывал на необходимость наличия в составе действующей армии не только отдельных танковых частей (соединений) для непосредственной поддержки пехоты, но и танковых (механизированных) корпусов и танковых армий, действующих в качестве эшелона развития успеха.

Необходимость этого диктовалась также наличием большого количества танков и штурмовых орудий в составе действующих сил фашистской Германии (к началу нападения на СССР — 3712, на 1 мая 1942 г. — 3230, на 1 ноября 1942 г. — 6600), массированным применением их в составе моторизованных (танковых) корпусов и танковых групп (армий), характером обороны противника и способами его боевых действий.

В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования в мае — июне 1942 г. формируются две первые танковые армии (3-я и 5-я) смешанного состава на базе управлений общевойсковых армий. Позже были сформированы еще четыре такие армии (1, 2, 4 и 5-я второго формирования). 

Однако наличие в составе танковых армий соединений с различной степенью подвижности, к тому же при недостатке эффективных средств связи, серьезно затрудняло управление войсками при развитии наступления в оперативной глубине. Это неизбежно приводило к ослаблению силы и уменьшению глубины танкового удара, а, следовательно, и к снижению результатов операции в целом. Опыт проведенных операций показал необходимость создания однородных, высокоподвижных, обладающих большой ударной силой и огневой мощью бронетанковых объединений.

Формирование таких армий однородного состава началось в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны в январе 1943 года.

Государственный Комитет Обороны
Постановление № ГОКО-2791сс от 28 января 1943 г.
О сформировании десяти танковых армий

Государственный Комитет Обороны постановляет:

  1. В течение февраля – июня месяцев 1943 года сформировать десять танковых армий, каждая в составе: двух танковых и одного механизированного корпусов, частей боевого усиления и тыловых учреждений, согласно прилагаемому перечню № 1.
  2. В танковой армии иметь: 460 танков «Т-34» и 210 танков «Т-70», а всего 640 танков.
  3. Формирование танковых армий возложить на Военный Совет Бронетанковых и Механизированных Войск Красной Армии.
  4. Сроки готовности для танковых армий установить:

а) в марте месяце – две танковых армии,

б) в апреле месяце – три танковых армии,

в) в мае месяце – три танковых армии,

г) в июне месяце – две танковых армии.

  1. Дислокацию и сроки готовности для каждой армии установить согласно прилагаемому плану – приложение № 2.

Председатель Государственного Комитета Обороны
И. Сталин

Первой танковой армией однородного состава явилась 5-я гвардейская танковая армия. К началу апреля на новую организацию перешли 1-я и 2-я танковые армии. По директиве Ставки от 14 мая 1943 г. была сформирована 3-я гвардейская танковая армия, в период с 4 по 18 июля — 4-я танковая армия и в январе 1944 г. — 6-я танковая армия.

В этом году ветеранские организации 1-й гвардейской танковой Краснознаменной армии и 4-й танковой армии торжественно отметили 75-летие создания прославленных объединений.

Апофеозом массового и успешного применения танковых войск в Великую Отечественную войну была Берлинская операция, когда 4 танковые армии по единому замыслу вели сражение, замкнув кольцо окружения вокруг Берлина, поставив точку в Великой Отечественной войне.

Берлинская операция является одной из крупнейших операций Второй Мировой войны, которая характеризовалась исключительным напряжением сил и средств с обеих сторон. Важнейшую роль в разгроме противника на берлинском направлении сыграли бронетанковые войска. Она «поучительна опытом боевого применения бронетанковых войск. В ней участвовало 4 танковые армии, 10 отдельных танковых и механизированных корпусов, 16 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских бригад, а также более 80 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских полков. Операция еще раз наглядно показала целесообразность не только тактического, но и оперативного массирования бронетанковых и механизированных войск на важнейших направлениях.

Создание таких крупных бронетанковых объединений, как танковые армии и танковые корпуса, позволяло массировать танки на направлениях главных ударов, обеспечивало маневренное управление крупными массами бронетехники, позволяло после прорыва тактической зоны обороны противника наращивать силу удара в глубине вражеской обороны.

 Создание в 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах мощных эшелонов развития успеха (в состав каждого входило по две танковые армии) — важнейшая предпосылка успешного проведения всей операции, которая еще раз подтвердила, что танковые армии и корпуса при правильном их использовании являются основным средством развития успеха.

Профессия танкиста в России среди воинских специальностей особо почитаема в народе, а песни «Три танкиста» и «На поле танки грохотали» очень популярны в наше мирное время.

Свидетельством постоянного внимания к танковым войскам со стороны Министерства обороны Российской Федерации стало решение об организации танкового биатлона – захватывающего, быстро развивающегося вида состязаний.

Танковый биатлон — это соревнование не только команд и танкистов, состязаются между собой и сами танки. Когда только начиналась подготовка к чемпионату, свое участие в соревнованиях подтвердили и члены НАТО. Планировалось, что они выйдут соревноваться с «Абрамсами» и «Леопардами». Однако  грандиозным  планам  не  дано  было  осуществиться  в   связи   с политической ситуацией на Украине.

 Танковый биатлон в современном виде появился в 2013 году в России. Автором этой идеи стал министр обороны Сергей Шойгу, который подчеркнул, что целью состязаний стала отработка новых методик обучения танкистов, усиление их боевой подготовки, а также развитие состязательности в Вооруженных Силах России.

С этого же года чемпионат мира по танковому биатлону проводится в России.Танковый биатлон – быстро развивающийся вид спорта. Первые годы число стран-участниц росло в геометрической прогрессии. В самых первых соревнованиях в Алабино (2013 год) принимало участие всего четыре команды: Россия, Казахстан, Армения и Беларусь.

 А в 2017 году в соревнованиях железных машин принимали участие уже 55 команд из 19 стран: Китая, Зимбабве, Венесуэлы, Сербии, Индии и других. Международный турнир проходит ежегодно на полигоне в Алабино.

Во всех турнирах первые места занимали российские танкисты.  Летом этого года наша страна примет уже 24 команды, Министр обороны РФ Сергей Шойгу выражает уверенность, что наши снова победят. 

День танкиста – очень важный праздник для нашей страны. Он призван нести сразу несколько функций. В первую очередь, этот день призван отдать дань погибшим воинам, которые отдали свои жизни во имя великой победы. Во-вторых, это чествование ветеранов бронетанковых и механизированных войск, а также поддержание традиции, благодаря которой воспитывается новое поколение воинов – защитников Родины. Также День танкиста призван продемонстрировать мощь современных танковых войск, ведь Россия до сих пор является одним из крупнейших поставщиков тяжелой техники в другие страны.

Продолжают совершенствоваться все основные компоненты современных боевых машин.

Во-первых, танковое вооружение будущего, скорее всего, будет основываться уже на совершенно новых физических принципах. Возрастает огневая мощь за счет увеличения калибра основного вооружения, внедрения автоматических (полуавтоматических) систем управления огнем, повышения точности стрельбы, увеличения могущества действия снаряда по цели, а также дальности поражения и повышения скорострельности.

Во-вторых, защита совершенствуется не только в пассивном отношении (многослойность и качество брони, углы наклона, экраны, активные дымовые завесы, и др.). Радикальные решения по защите экипажа (размещение его в отдельной бронированной «капсюле»), а главное внедряются и непрерывно совершенствуются активные способы защиты (помехи управляемым средствам вооружения противника, разрушение их головных частей на подлете и др.).

В-третьих, достижение высокой маневренности на поле боя за счет увеличения удельной мощности, совершенствования гусеничного движителя и трансмиссии (гидромеханические проекты и др.).

Особо хочу отметить активную работу по внедрению танка как боевой единицы на поле боя в общую систему управления войсками и поражения противника.

Уважаемые танкисты и танкостроители! Ветераны танковых войск!

Поздравляю Вас с профессиональным праздником! Большое Вам ветеранское спасибо за ваши твердость и мужество, ваш неоценимый вклад в защиту нашей Родины!

Мирных вам дней и крепкого здоровья, верных товарищей и семейного благополучия!

                  Президент

«Союза ветеранов группы войск в Германии» (ГСОВГ, ГСВГ, ЗГВ)

Командир 2-й гвардейской танковой Тацинской дивизии

генерал-полковник А. ТЕРЕНТЬЕВ