КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ - ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратурой называется независимый орган государственной власти, занимающийся защитой прав граждан, государства и надзором за соблюдением законности и конституционных обязанностей. Эта профессия имеет важнейшее значение для развития и процветания страны, поэтому всегда пользуется особым уважением не только среди органов власти, но и среди населения.

С 1996 года дата праздника является неизменной, поэтому День работника прокуратуры в 2019 году в России будет отмечаться 12 января, как и во все предыдущие годы. Официальная дата была выбрана не случайно и носит символический характер — именно в этот день в 1722 году по Указу Петра I был назначен первый генерал-прокурор России.

Дата современного праздника связана с эпохой правления Петра Великого. Император России был одним из самых главных реформаторов государственности. Именно ему принадлежит идея превращения России в высокоразвитое европейское государство. Именно это и стало причиной того, что в 1722 году издается Указ о создании органа по контролю за исполнением законов и соблюдением прав граждан — прокуратуры.

Первым прокурором, возглавившим императорскую организацию, стал один из уважаемых людей того времени — дипломат, граф П. И. ЯГУЖИНСКИЙ. Он имел огромное влияние при дворе и пользовался безупречным авторитетом, поэтому его назначение было принято всем обществом. 

 

Императрица Екатерина II провела реформацию института прокуратуры. Генерал – прокурор был обязан контролировать государственное казначейство, органы власти, а также юстицию и финансовую деятельность страны. Александр I ввел свои изменения в управлении государством. Они заключались том, что появилась многофункциональная должность – прокурора. Он должен был заменять деятельность главы Сената, а также министра юстиции.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. 

В СССР работники прокуратуры являлись сотрудниками народных комиссариатов союзных республик. Несмотря на то, что официально орган был учрежден 28 мая 1922 года, самостоятельность и независимость от наркома он получил лишь в 1933 году. В это же время прокуратура получила дополнительные возможности и функции.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа.

Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич АКУЛОВ (1888 — 1937). Родился он  в  Санкт-Петербурге в  бедной мещанской семье. В 1905 году окончил Петербургскую торгово-промышленную школу. В 1907 году вступил в РСДРП. В 1913 году был избран членом Исполнительной комиссии Петербургского комитета РСДРП. В 1917 году Акулов создал военную партийную организацию в Выборге. Во время Гражданской войны кратковременно занимал различные партийные или военные должности.

В 1933 году Акулов возглавил только что созданную Прокуратуру СССР (его заместителем стал А. Вышинский). После убийства Кирова формально руководил расследованием. 3 марта 1935 года Акулов был утвержден секретарем ЦИК, а обязанности Генерального Прокурора перешли к Вышинскому.

В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений.

В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности.

На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович ГОРШЕНИН. В 1940 — 1943 гг. нарком юстиции РСФСР. С 1943 года прокурор СССР (19 марта 1946 года его должность получила новое название «Генеральный прокурор СССР»).

В 1946-1950 гг. депутат Верховного Совета СССР. С 29 января 1948 года до 1956 года министр юстиции СССР. В 1952 — 1956 гг. кандидат в члены ЦК КПСС. С 1956 по 1963 год директор Всесоюзного института юридических наук. С 1963 года заведующий сектором ВНИИ советского законодательства. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Доктор юридических наук (1968).

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР.

В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Структура включает в себя:

Генпрокуратуру Российской Федерации;

Академию Генеральной прокуратуры РФ;

Прокуратуры субъектов, городов и районов;

Военную и специализированные (транспортные, научные, учебные) прокуратуры...

Профессия прокурора считается одной из самых сложных и опасных. Одной из главных функций сотрудника является представление стороны обвинения в судебных процессах. Помимо этого, именно прокурор обязан контролировать соблюдение законов и правовых норм. К работникам структуры причисляют также служащих, имеющих юридическое образование, заместителей прокуроров, их советников и помощников, стажеров и начальников подразделений.

Эта должность появилась еще в Древнем Риме, и с того времени список обязанностей прокуроров практически не изменился. Эти люди должны были проводить контроль за соблюдением законов и выполнением всех указов властей. Особое значение профессия приобрела во времена Петра Первого, и остается одной из наиболее значимых в государственных структурах и по сей день...

В 2019 году День работника прокуратуры будет отмечаться не только в России, но и за рубежом. Эта профессия пользуется огромным уважением и почтением, поэтому во многих странах праздник является официальным и отмечается на государственном уровне.

В настоящее время прокуратура представляет собой мощную государственную структуру, деятельность которой непосредственно связана с различными сферами современного общества. Профессия обязывает каждого сотрудника соответствовать высоким требованиям человеческих качеств. Главными чертами характера работников прокуратуры всегда являлись: честность, совестливость и стремление к установлению справедливости и законности. Люди этой профессии вызывают уважение и доверие со стороны общества и населения, олицетворяя собой неподкупность и строгое соблюдение закона. В праздничный день каждый законопослушный гражданин страны отдает дань уважения всем работникам этой необходимой и значимой профессии в системе органов управления государства.