СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ВЕТЕРАНА

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ВЕТЕРАНА

 

Среди знаменательных дат, которые в этом году отмечала наша страна, особое место занимает 76-летие победы в Курской битве. Сражение на Курской дуге стало переломным моментом в истории Великой Отечественной войны. Свой вклад в блестящую победу внесли и куряне, которые, освобождая Родину от фашистских захватчиков, доказали, что достойны славы предков, воспетых в «Слове о полку Игореве».

Чем дальше в прошлое уходят события суровых военных лет, тем дороже для нас каждый живущий ветеран. Бесценны их воспоминания,  рассуждения,  наставления молодому поколению.

В 2014 году мне посчастливилось познакомиться с Михаилом Петровичем ЖАКОВЫМ – подполковником в отставке, ветераном Великой Отечественной войны, участником Курской битвы. Он один из тех людей, в чьей  судьбе были и горечь потерь, и светлая радость Победы сорок пятого.

Родился Михаил Петрович в деревне Махов Колодезь Большесолдатского района Курской области в крестьянской семье в далеком 1922 году.   Незадолго до начала войны окончил Суджанское педагогическое училище и был призван в ряды Красной Армии. Позже была учеба в Олсуфьевской авиашколе. Занятия в ней начались в декабре 1940 года.  Михаил, постигая азы авиации,  учился успешно.

22 июня 1941 года -  летний день, солнечный и теплый, о котором поэт Константин Симонов написал такие строки:

                                       Тот самый длинный день в году

                                        С его безоблачной погодой

                                        Нам выдал общую беду

                                        На всех, на все четыре года.

В этот день в авиашколе проводились спортивные мероприятия. В забеге на 10 километров в своей группе Михаил занял третье место. И вдруг в полдень  из репродуктора все услышали историческое выступление народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова. Это было сообщение  о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну и объявление о начале отечественной войны. Мирная жизнь  кончилась.

Через неделю вражеская авиация бомбила авиашколу. Было много потерь среди личного состава, пострадала военная техника, десятки самолетов вышли из строя. Бомбежки продолжались ежедневно, и авиашкола была эвакуирована в Алтайский край.

17 ноября 1941 года, в день, когда Михаилу Жакову исполнилось девятнадцать лет, он, окончив учебу в  авиашколе, отправился на фронт.                       

 Самолетов катастрофически не хватало. Летали на учебных  самолетах У-2, которые приходилось приспосабливать для полетов в условиях войны. На них закрепили бомбодержатели, поставили пулеметы.

 Судьба распорядилась так, что с января 1942 года служить Жакову довелось в бомбардировочном полку, который базировался в родных для него местах, недалеко от Старого Оскола.

Он помнит свой первый ночной боевой вылет  на станцию Щигры. Смертоносный груз сброшен, приказ уничтожить военную технику противника  выполнен.  

 С особой теплотой вспоминает он встречу со своими родными. Был июнь 1943 года. Жаков обратился к командиру полка с просьбой разрешить побывать в деревне, где жили его мать и пятнадцатилетняя сестра - отец и старшая сестра были на фронте. Командир выделил самолет и  дал разрешение на двухдневный отпуск. Радость  переполняла сердце молодого штурмана!

Самолет приземлился рядом с родным домом, но там никого не было. Соседи сказали, что мать в поле сеет пшеницу, используя  как рабочую силу свою любимицу - корову, а сестра ушла в соседнюю деревню за зерном. Жаков пошел проводить пилота и увидел мать, бегущую навстречу…

У самолета собралась почти вся деревня. Никому не доводилось так близко видеть настоящий самолет. Да и сам Мишка Жаков прилетел!  То-то было событие!       

Шли дни за днями. Самолеты вылетали на задания только ночью и  наносили бомбовые удары по технике и скоплению живой силы противника. За успешные боевые вылеты М.П.Жаков был награжден Орденом Красной звезды.

В мае 1943 года, перед началом операции на Курской дуге, в полку из двадцати  самолетов была создана эскадрилья для оказания помощи партизанам. Михаил Жаков был назначен ее штурманом.

 Эскадрилья оказывала помощь партизанам Брянской области, Белоруссии, партизанскому соединению С.А.Ковпака. Вылетая на задания, экипажи обеспечивали партизан боеприпасами, горючим, медикаментами, помогали наладить связь, поддерживали  их военные операции. Возвращаясь в расположение, летчики вывозили стариков и детей, спрятанных партизанами в лесу.       

 Каждый вылет в тыл врага был сопряжен с риском. Иногда самолеты возвращались на аэродром с различными повреждениями. Нелегкие задачи приходилось выполнять во время ночных полетов, часто в сложных метеоусловиях.

За успешное выполнение поставленных задач, за отвагу, героизм и выдающиеся успехи в партизанской борьбе за Родину в тылу немецко-фашистских захватчиков  штурман Жаков был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени, которой он очень дорожит. Высокая награда, орден Отечественной войны 1 степени, была вручена ему за участие в Курской битве.

Со своей будущей женой Еленой Михаил Жаков познакомился накануне сражения на Курской дуге. Это была любовь, испытанная войной, любовь на всю жизнь. Свой брак они зарегистрировали в 1945 году в Берлине, в зале, где был подписан Акт о капитуляции Германии. Слово «семья» для Жаковых было наполнено теплотой, значимостью и особым смыслом. Они вырастили двух  замечательных детей и дружно прожили вместе более семидесяти лет.  

Михаил Петрович Жаков внес свой весомый вклад в Победу. В годы Великой Отечественной войны он совершил 193 боевые вылета. Фронтовые друзья называли его «мастером бомбовых ударов». Вспоминая о суровом военном времени, Михаил Петрович говорит, что старался выполнять поставленные командованием задачи как можно лучше, а о том, чтобы сохранить свою жизнь, не думал.            

 62-й Отдельный Гвардейский авиационный Лодзинский полк ГВФ 16-й воздушной армии стал для него родным. После войны Жаков не раз встречался с однополчанами в Москве у знамени полка.

Однажды, во время одной из таких встреч, в зал вошла  молодая женщина. Ее никто не знал. Выяснилось, что она искала своего спасителя Локтева Николая Петровича. Летчик Локтев и штурман Жаков были в войну экипажем самолета, который вывозил детишек на Большую землю. Среди спасенной детворы была  девочка-сирота. В Ташкенте ее определили в детский дом под фамилией Локтева. Став взрослой, она стремилась найти летчика, чью фамилию  носила. И встреча эта, к всеобщей радости, состоялась.

В составе 1-го Белорусского фронта М.П. Жаков  дошел до Берлина. Михаил Петрович рассказал, как он встретил Победу Жаков встретил так: «У нас был летчик Егоров, он не употреблял спиртные напитки, но нам дал слово, что вместе выпьем, как закончится война.

Мы жили в немецких домах в 50 км от Берлина. В два часа ночи раздается страшный стук в дверь, а нас четверо жило, этот летчик заскакивает и говорит: «Вино есть? Наливай!» Мы смотрим, не понимая, а он нам: «Победа!» Как началась вокруг стрельба! Мы все поднялись, обнимались, поздравляли друг друга.

До января 1950 года Михаил Петрович продолжал службу в рядах Советской Армии на территории  Германии.

Полк обеспечения базировался на аэродроме  Адлерсхоф в черте Берлина.  В числе  многочисленных задач, которые он выполнял, было обеспечение перелетов Г.К.Жукова, В.Д.Соколовского, других военачальников и членов Советской военной администрации. Для этого был оборудован специальный самолет и подготовлен экипаж. Штурман Жаков перед каждым вылетом   находился на аэродроме и вместе с командованием полка проверял готовность самолета к вылету.

Запомнился М.П. Жакову и его семье  день 8 мая 1949 года: они присутствовали  на торжественном открытии мемориального комплекса во славу воина-победителя в Трептов-парке в Берлине. Впечатлила фигура советского солдата, в одной руке которого меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой - спасенная из развалин немецкая девочка.

Каждый год в День Победы военнослужащие полка проходили торжественным маршем у памятника советскому солдату у Бранденбургских ворот. Чеканили шаг, тянули носок, держали строй. Сияли ордена и медали у  победителей. Вместе со своими боевыми товарищами в этом строю шел и капитан Михаил Жаков.

Одиннадцать лет службы на Дальнем Востоке в военно-транспортном полку воздушно-десантных войск, завершение службы в рядах Советской Армии в звании подполковника, возвращение в Курск и двадцать восемь лет работы дежурным штурманом в аэропорту областного центра – это новые вехи жизненного пути
М.П. Жакова, яркие и незабываемые страницы его послевоенной жизни.

Михаил Петрович, пока позволяло здоровье, вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, прививая ей уважение к нашей героической истории, любовь к своей земле, чувство гордости за Россию. Выступая перед студентами, школьниками, военнослужащими, читателями библиотек Курска, делился воспоминаниями  о фронтовых годах, участвовал в телевизионных передачах, в телемостах, в создании аудиокниги, видеофильма.

     В парадном мундире, на котором сияют орден Отечественной войны 1 степени  и два ордена Отечественной войны 2 степени, три ордена Красной звезды, многочисленные медали, 95-летний ветеран по-прежнему строен и подтянут. Близкие гордятся Михаилом Петровичем, его наградами.

Когда общаешься с этим удивительным человеком,  видишь в нем  мужественное поколение, не дрогнувшее перед коварным врагом, не согнувшееся под тяжестью испытаний, отстоявшее свободу и независимость нашей Родины.

 Жизнь Михаила Петровича Жакова, как и жизнь многих фронтовиков, является  примером для нашей молодежи, для будущих поколений России.                                                                                                                                                

                                                                                               

 В. Тимощенко